Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы Конституции РФ.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
3.28 Mб
Скачать

3.2.3. Изменение статуса субъекта Федерации

Согласно ч.5 ст.66 Конституции статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (возможно, об общих принципах такого изменения).

Выход автономного округа из состава края или области является изменением его статуса с точки зрения деления субъектов Федерации на два типа: непосредственно входящих в состав Федерации и являющихся не только субъектом Федерации, но и составной частью сложного образования (например, Тюменская область и автономные округа в ее составе).

Очевидно, что выход автономного округа из состава края (области) и его непосредственное вхождение в состав Федерации влечет за собой территориальные изменения (так как территория округа является одновременно и частью территории другого субъекта Федерации). Не ясно следующее: происходит ли в этом случае изменение границ между субъектами Федерации в смысле ч.3 ст.67? Если да, то в этом случае изменения статуса недостаточно согласования воли Федерации и автономного округа. Необходимо соблюсти требование и ч.3 ст.67 Конституции о том, что границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (конституции и уставы требуют для этого проведение референдума или же принятия решения об изменении границ законодательным собранием субъекта Федерации, чье согласие на изменение территории требуется).

Между тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по запросу о толковании ч.4 ст.66 Конституции (см. 3.2.2) говорится, что для изменения статуса автономного округа, входящего в состав края или области, не требуется согласия края (области). Причем в Конституции (ч.4 ст.66) упоминается о вхождении в состав края или области только автономных округов. Следовательно, любой вариант изменения статуса автономного округа, входящего в состав края (области), должен быть приобретением статуса субъекта, непосредственно входящего в состав Российской Федерации. Таким образом, остается признать, что, согласно Постановлению Конституционного Суда от 14 июля 1997 г., изменение статуса автономного округа с автоматическим выходом его из состава края или области не влечет за собой изменение границ в смысле ч.3 ст.67.

3.3. Государственный и другие языки, используемые в Российской Федерации

Статьей 68 Конституции только республикам дано право иметь государственный язык, употребляемый в органах власти и местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком России – русским. Они устанавливают государственные языки в своих конституциях (например, ст.67 Конституции Бурятии, ст.10 Конституции Дагестана, ст.14 Конституции Ингушетии, ст.18 Степного Уложения – Основного закона Калмыкии и т.д.). В большинстве республик установлен принцип двуязычия (в некоторых государственными признаны несколько языков).

Иные субъекты не вправе устанавливать государственные языки (например, это сделано в ст.7 Устава Иркутской области), что является признанием особенностей правового статуса национальных государств по сравнению с государственно-территориальными образованиями. Но имеется и третий вид субъектов Федерации – национально-государственные образования – автономии (их одиннадцать). Думается, что граждане России, относящие себя к определенному этносу и проживающие на своей этнической территории (в рамках территории России), могли бы реализовать свое право на родной язык на основе федерального законодательства о национально-культурной автономии в соответствии с ч.3 ст.68 Конституции без установления на территории субъекта Федерации, не имеющего статус республики, какого-либо языка в качестве государственного. Право устанавливать государственный язык может быть предоставлено иным субъектам Федерации, в отличие от республик, только через изменение положений ч.2 ст.68 Конституции.

Конституции говорит не только об индивидах (ч.2 ст.26), но и о “народах” как субъектах права на родной язык. Народ – это общность людей, проживающих на определенной территории (например, ст.69 Конституции говорит, о коренных народах – то есть, о народах, проживающих на определенной территории к моменту оформления государственности в ее пределах), связанных кровнородственным происхождением (генетически), культурой (ч.3 ст.68 Конституции гарантирует народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития) и самосознанием в качестве народа, нации. При этом не имеет значения количественная характеристика – многочисленный или малочисленный народ (ст.69 Конституции говорит об особых правах коренных малочисленных народов). Федеральный закон “О национально-культурной автономии” в ст.1 расширяет положение ч.3 ст.68 Конституции, говоря о национально-культурном самоопределении граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.