Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы Конституции РФ.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
3.28 Mб
Скачать

1.3.2.2. Конституционные требования господства права “в материальном смысле”

В соответствии с естественноправовой интенцией Конституции (см. 1.3.1.1.) право “в материальном смысле” – это права человека (естественные и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина); официальные акты (Конституция, законы и т.д.) следует считать правовыми (“позитивным правом”) постольку, поскольку в них реализуются и конкретизируются права человека или поскольку они не нарушают права человека. Конституция признает права человека действующими непосредственно и определяющими правовое содержание официальных актов.

Положения ст.2 и ст.18 Конституции в позитивной форме содержат требование правового закона, правового характера (соответствия праву) деятельности государства в целом и всех ветвей государственной власти (и органов местного самоуправления)16. Критерием правового характера деятельности государства и законов являются права и свободы человека и гражданина: “Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием” (ст.18 Конституции)17.

Этому требованию корреспондирует содержащийся в ч.2 ст.55 Конституции прямой запрет антиправового (правонарушающего) закона: “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина”. Далее, Конституция косвенно запрещает законодательное ограничение (определение пределов) прав и свобод человека и гражданина по мотивам, не предусмотренным в ч.3 ст.55. Кроме того, Конституция запрещает предусматривать в федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении ограничения возможности пользоваться правами и свободами, перечисленными в ч.3 ст.56, что означает специальный запрет правонарушающего закона даже применительно к условиям чрезвычайного положения. Наконец, законы (и другие акты) или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ нарушающими права человека (правонарушающими) и поэтому – неконституционными, утрачивают силу (ч.6 ст.125 Конституции).

С точки зрения этих требований господства права “в материальном смысле” следует признать ненадлежащей формулировку ч.1 ст.15 Конституции о законах и иных правовых актах, которые не должны противоречить Конституции (“Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”). При логическом толковании этой нормы получается, что любой закон, независимо от его содержания, является правовым актом. Однако в контексте вышеуказанных конституционных требований следует полагать, что в ч.1 ст.15 запрещается издавать любые официальные акты, противоречащие Конституции, и что не может быть таких правовых актов, которые противоречат Конституции.

То, что права человека являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции), предполагает право каждого обращаться за защитой своих прав и свобод в компетентный суд (см. 2.5.1.), в частности, в Конституционный Суд РФ, независимо от того, защищены или нет соответствующие права и свободы законом18. Это означает обязанность компетентного суда защищать права человека независимо от того, в какой мере они защищены законодателем. Ибо в правовом государстве индивид вправе вступать в судебный спор по поводу регулирования и защиты своих прав и свобод с самим законодателем. Суд, подчиненный в первую очередь Конституции, а затем уже федеральному закону (ч.1 ст.120), обязан не применять закон, который, по его мнению, нарушает права человека19, или толковать этот закон так, чтобы избежать нарушения прав человека (согласно ст.18 права человека определяют применение законов). Что касается последнего случая, то здесь более предпочтительно обращение суда в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч.4 ст.125 Конституции), что должно обеспечить единообразное толкование и применение законов судами (см. 4.5.7.5.; 4.5.7.7.). Наконец, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46 Конституции). К таковым относятся весьма эффективные в своем воздействии на правовые системы европейских государств Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В связи с принятием России в Совет Европы обращения в эти органы с индивидуальной жалобой будут возможны после ратификации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Правда для выполнения решений Европейского Суда в России нет соответствующего законодательства.

Обеспеченность прав человека правосудием включает в себя также предварительный судебный контроль за соблюдением прав человека при совершении административных действий, ограничивающих права и свободы конкретных лиц в конкретных случаях (см. 1.3.1.4.).

В развитие положений ст.18 Президент РФ как глава государства, осуществляющий высшие полномочия исполнительной власти (см. 1.4.5.), объявляется гарантом не просто Конституции, но и прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80). В силу этого Президент РФ в рамках своих конституционных полномочий вправе отклонять направляемые ему для подписания и обнародования федеральные законы (ч.3 ст.107 Конституции), если они представляются Президенту нарушающими права человека. Кроме того, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ, в частности, в случае нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч.2 ст.85 Конституции). Но как гарант не только прав человека, но и Конституции в целом Президент во всех случаях обязан защищать права человека в рамках конституционных процедур. Несмотря на то, что права человека являются высшей ценностью, Президент как гарант прав человека такой ценности собой не представляет. Поэтому, даже если Президент убежден в том, что принятый палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон нарушает права человека или иные положения Конституции, Президент в соответствии с ч.2 ст.108 Конституции обязан в течение четырнадцати дней подписать этот закон и обнародовать (см. 4.4.2.2.). Далее Президент как гарант Конституции и прав человека вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ федерального конституционного закона (ч.2 ст.125 Конституции). Суд конституционной юрисдикции (Конституционный Суд РФ) по своей природе является высшим гарантом прав человека в государстве и не нуждается в конституционном упоминании о его естественном предназначении.