Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы Конституции РФ.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
3.28 Mб
Скачать

2.3.2. Сво­бо­да выражения мнений, свобода информации и средств массовой ин­фор­ма­ции

2.3.2.1. Определение терминов

Положения ст.29 и ч.1 ст.44 Конституции гарантируют право на свободу выражения своего мнения (выражения убеждений, мысли, в частности, творческой). Согласно ч.1 ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод “Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий”122.

Свобода творчества и преподавания, о которой идет речь в ч.1 ст.44 Конституции – это частный вариант свободы объективировать свои мысли.

Использование в ч.1 ст.29 Конституции выражения “свобода мысли и слова” является крайне неудачным. В принципе его можно понимать как своду “говорить то, что думаешь”. Вместе с тем, в международно-правовых документах термин “свобода мысли” употребляется в связи с понятиями “свобода совести” и “свобода религии” (например, ст.9 Европейской Конвенции). “Свобода мысли” есть характеристика духовной свободы человека, причем той ее сферы, которая не доступна правовому регулированию, если она не выражается в коммуникациях. Если свобода совести означает свободу не придерживаться господствующей в обществе морали или религии, что так или иначе выражается в поведении человека, доступном правовому регулированию, то свобода мысли, свобода иметь любые убеждения в мыслях может никак не проявляться во внешне выраженном поведении. Получается, что даже при тоталитарном режиме существует свобода мысли: люди думают одно, говорят другое, делают третье.

Следует согласиться со следующим определением: “Свобода мысли – это естественное прирожденное свойство человека, связанное с определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего... это процесс внутренней психологической, социокультурной, политической, этической и других характеристик человека. Она может оставаться достоянием человека, скрытым от других. Но, как правило, у индивида возникает потребность выразить свое отношение к внешнему миру, событиям и явлениям, передать это отношение людям, составляющим ближайшую социальную группу, либо более широкому кругу людей... Для осуществления этой потребности человек обладает свободой слова, т.е. правом объективировать свои мысли устно, письменно, в политических и философских концепциях, в художественных образах и т.д.”123. Но из этого определения вытекает, что свобода мысли, в отличие от свободы слова, не доступна правовому регулированию, и о естественном праве на свободу мысли (т.е. вольнодумство?) можно говорить в той же мере, что и о естественном праве дышать, питаться и т.д.

Свобода слова является частным проявлением свободы распространять информацию, свободы выражения своего мнения. Свобода выражения мнений означает и свободу от принуждения к выражению своих мнений и убеждений (ч.3 ст.29 Конституции).

Свобода выражения мнений, свобода получать и распространять информацию и свобода средств массовой информации описываются прежде всего понятием status negativus – поскольку это свободы от государственного и частного вмешательства. Они (включая свободу творчества и преподавания) относятся к числу политических свобод и описываются понятием status activus постольку, поскольку они используются как средство самореализации человека в обществе и государстве, для участия в формировании и осуществлении государственной власти. Свобода средств массовой информации есть условие существования независимой “четвертой власти” в государстве. Вместе с тем, мнения и информация могут выражаться и распространяться в частных коммуникациях в ближайшем окружении человека, никак не воздействовать на общество и государство.

Идео­ло­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие, яв­ляю­щее­ся од­ной из не­зыб­ле­мых ос­нов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя Рос­сии, пред­по­ла­га­ет на­ли­чие мно­же­ст­ва мне­ний, т.е. раз­лич­ных взгля­дов, су­ж­де­ний на со­бы­тия об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, ко­то­рые име­ют рав­ное пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние. Учи­ты­вая опыт су­ще­ст­во­ва­ния офи­ци­аль­ной идео­ло­гии мар­ксиз­ма-ле­ни­низ­ма и трав­лю ина­ко­мыс­ля­щих, соз­да­те­ли рос­сий­ской Кон­сти­ту­ции по­шли на пря­мой за­прет идеологического монизма. Часть 2 ст.13 гласит: “Ни­ка­кая идео­ло­гия не мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся в ка­че­ст­ве го­су­дар­ст­вен­ной или обя­за­тель­ной”.