Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы Конституции РФ.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
3.28 Mб
Скачать

2.1.4.2. Пра­во на убе­жи­ще и прин­цип не­вы­сыл­ки

Ст.63 Кон­сти­ту­ции со­дер­жит по­ло­же­ния, со­глас­но ко­то­рым Рос­сия пре­дос­тав­ля­ет убе­жи­ще ино­стран­ным гра­ж­да­нам и ли­цам без гра­ж­дан­ст­ва, и за­прет вы­сыл­ки лиц, ко­то­рым на ро­ди­не уг­ро­жа­ет опас­ность под­верг­нуть­ся пре­сле­до­ва­нию за по­ли­ти­че­ские убе­ж­де­ния. Эта ста­тья так­же со­дер­жит ссыл­ку на об­ще­приз­нан­ные ме­ж­ду­на­род­ные нор­мы, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние убе­жи­ща79.

Ос­нов­ным ме­ж­ду­на­род­ным до­ку­мен­том, оп­ре­де­ляю­щим пра­во­вой ре­жим бе­жен­цев, яв­ля­ет­ся Кон­вен­ция ООН о ста­ту­се бе­жен­цев 1951 г. и Про­то­кол к ней 1967 г., ра­ти­фи­ци­ро­ван­ные Рос­си­ей в 1992 г. Ос­нов­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми в РФ, ре­гу­ли­рую­щи­ми во­про­сы пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща, яв­ля­ют­ся За­кон "О бе­жен­цах" 1993 г., Указ Пре­зи­ден­та РФ "Об ут­вер­жде­нии По­ло­же­ния о по­ряд­ке пре­дос­тав­ле­ния по­ли­ти­че­ско­го убе­жи­ща в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции”. Ин­те­рес­но, что в то вре­мя, как во всем ми­ре под тер­ми­ном "пре­дос­тав­ле­ние убе­жи­ща" по­ни­ма­ет­ся имен­но про­це­ду­ра, пре­ду­смот­рен­ная Кон­вен­ци­ей ООН о ста­ту­се бе­жен­цев 1951 г., в Рос­сии дей­ст­ву­ют две ав­то­ном­ные сис­те­мы: пре­дос­тав­ле­ние убе­жи­ща Пре­зи­ден­том на ос­но­ва­нии ст.63 и ст.89 Кон­сти­ту­ции; и пре­дос­тав­ле­ние ста­ту­са бе­жен­ца на ос­но­ва­нии За­ко­на о бе­жен­цах и в со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ния­ми Кон­вен­ции. Эта си­туа­ция от­ра­же­на и в за­ко­но­да­тель­ст­ве, ко­то­рое раз­ли­ча­ет две эти ка­те­го­рии. Так, в со­от­вет­ст­вии со ст.19 За­ко­на о гра­ж­дан­ст­ве, срок про­жи­ва­ния на тер­ри­то­рии РФ для прие­ма в гра­ж­дан­ст­во РФ со­кра­ща­ет­ся для лиц, при­знан­ных бе­жен­ца­ми, вдвое; а для лиц, по­лу­чив­ших убе­жи­ще в РФ – мо­жет быть со­кра­щен или снят во­все. Сле­ду­ет от­ме­тить, что до сих пор Пре­зи­дент РФ не вос­поль­зо­вал­ся сво­им пра­вом пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща, и ра­бо­та­ет толь­ко про­це­ду­ра, пре­ду­смот­рен­ная За­ко­ном “О бе­жен­цах”.

Кон­вен­ция 1951 г. оп­ре­де­ля­ет бе­жен­ца как ли­цо, "ко­то­рое в си­лу впол­не обос­но­ван­ных опа­се­ний стать жерт­вой пре­сле­до­ва­ний по при­зна­ку ра­сы, ве­ро­ис­по­ве­да­ния, гра­ж­дан­ст­ва, при­над­леж­но­сти к оп­ре­де­лен­ной со­ци­аль­ной груп­пе или по­ли­ти­че­ских убе­ж­де­ний на­хо­дит­ся вне стра­ны сво­ей гра­ж­дан­ской при­над­леж­но­сти и не мо­жет поль­зо­вать­ся за­щи­той этой стра­ны или не же­ла­ет поль­зо­вать­ся та­кой за­щи­той вслед­ст­вие та­ких опа­се­ний; или, не имея оп­ре­де­лен­но­го гра­ж­дан­ст­ва и на­хо­дясь вне стра­ны сво­его преж­не­го обыч­но­го ме­сто­жи­тель­ст­ва в ре­зуль­та­те по­доб­ных со­бы­тий, не мо­жет или не не же­ла­ет вер­нуть­ся в нее вслед­ст­вие та­ких опа­се­ний."

Определение беженца в законе РФ было приведено в точное соответствие с определением Конвенции при внесении изменений и дополнений в 1997 г.80 Помимо статуса беженца, Закон также предусматривает предоставление статуса “временного убежища” лицам, которых по соображениям гуманитарного характера невозможно выслать на родину, гле, напрмер, идет гражданская война или массовые нарушения прав человека.

В ст.14 Закона предусмотрено, что лица, получившие статус беженца должны распределяться между субъектами Российской Федерации в соответствии с квотами, устанавливаемыми Правительством. Такое положение противоречит положениям ст.27 Конституции, которая предусматривает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации выбирать себе место жительства.

Од­но из дел, ре­шен­ных Вер­хов­ным Су­дом РФ, ка­са­лось по­ряд­ка оп­ре­де­ле­ния ста­ту­са бе­жен­ца на тер­ри­то­рии Рос­сии. В со­от­вет­ст­вии с За­ко­ном о бе­жен­цах. К., гра­ж­да­нин Гру­зии, про­жи­вав­ший в Аб­ха­зии, об­ра­тил­ся с жа­ло­бой на от­каз ми­гра­ци­он­ной служ­бы Крас­но­дар­ско­го края пре­дос­та­вить ему ста­тус бе­жен­ца. Рай­он­ный суд и пре­зи­ди­ум Крас­но­дар­ско­го крае­во­го су­да ос­та­ви­ли жа­ло­бу без удов­ле­тво­ре­ния. Су­деб­ная кол­ле­гия по гра­ж­дан­ским де­лам Вер­хов­но­го Су­да РФ 7 ав­гу­ста 1995 г. су­деб­ные по­ста­нов­ле­ния от­ме­ни­ла. По­во­дом для от­ме­ны по­слу­жи­ли два об­стоя­тель­ст­ва, на ос­но­ва­нии ко­то­рых су­деб­ные по­ста­нов­ле­ния ос­тав­ля­ли в си­ле ре­ше­ние ми­гра­ци­он­ной служ­бы.

Во-пер­вых, ука­зал Вер­хов­ный Суд, "как вид­но из де­ла, К. от­ка­за­но в удов­ле­тво­ре­нии прось­бы по тем мо­ти­вам, ето про­пис­ка и при­ем бе­жен­цев в крае воз­мо­жен толь­ко к близ­ким род­ст­вен­ни­кам, а по­сколь­ку у не­го та­ких не име­ет­ся, он не мо­жет быть про­пи­сан и по­лучить ста­тус бе­жен­ца... В За­ко­не Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции "О бе­жен­цах" не пре­ду­смот­ре­но, что ус­ло­ви­ем при­зна­ния ли­ца бе­жен­цем яв­ля­ет­ся на­ли­чие близ­ких род­ст­вен­ни­ков. В За­ко­не так­же не ука­за­но, ето пра­ва зая­ви­те­ля на при­зна­ние его бе­жен­цем свя­за­ны с осо­бен­но­стя­ми про­пис­ки в той или иной ме­ст­но­сти".

Во-вто­рых, ми­гра­ци­он­ная служ­бы Крас­но­дар­ско­го края, и впо­след­ст­вии су­деб­ные ин­стан­ции, ут­вер­жда­ли, ето К. не мо­жет быть пре­дос­тав­лен ста­тус бе­жен­ца, так как он не смог пре­дос­та­вить до­ка­за­тельств вы­ну­ж­ден­но­сти сво­его вы­ез­да из рес­пуб­ли­ки. Суд ука­зал, ето "как сле­ду­ет из со­дер­жа­ния За­ко­на, гра­ж­да­нин обя­зан лишь со­об­щить све­де­ния, не­об­хо­ди­мые для при­зна­ния его бе­жен­цем. В За­ко­не нет ука­за­ний о том, что гра­ж­да­нин обя­зан пред­став­лять до­ка­за­тель­ст­ва, в дан­ном слу­чае, что при­чи­на вы­ез­да с по­сто­ян­но­го мес­та жи­тель­ст­ва со­вер­ше­ние в от­но­ше­нии не­го на­си­лия или пре­сле­до­ва­ния в иных фор­мах ли­бо ре­аль­ная опас­ность под­верг­нуть­ся на­си­лию или ино­му пре­сле­до­ва­нию по при­зна­ку на­цио­наль­ной при­над­леж­но­сти".

Ч.2 ст. 63 Кон­ститу­ции со­дер­жит прин­цип не­вы­сыл­ки ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва, пре­сле­дуе­мых за по­ли­ти­че­ские убе­ж­де­ния. В то же вре­мя, в ме­ж­ду­на­род­ном пра­ве прин­цип не­вы­сыл­ки трак­ту­ет­ся не­сколь­ко ши­ре, и со­сто­ит в ка­те­го­ри­че­ском за­пре­ще­нии на­силь­ст­вен­ной вы­сыл­ки бе­жен­ца в стра­ну, где ему уг­ро­жа­ет опас­ность под­верг­нуть­ся пре­сле­до­ва­ни­ям по при­зна­кам ра­сы, ве­ро­ис­по­ве­да­ния, при­над­леж­но­сти к определеннoй со­ци­аль­ной или по­ли­ти­че­ской груп­пе. Этот прин­цип яв­ля­ет­ся ос­но­вой ме­ж­ду­на­род­ной за­щи­ты бе­жен­цев, и со­дер­жит­ся пре­ж­де все­го в ст.33 (2) Кон­вен­ции 1951 г. Прак­ти­че­ски прин­цип не­вы­сыл­ки со­сто­ит в ог­ра­ни­че­нии вы­сыл­ки и де­пор­та­ции бе­жен­цев в стра­ну, где им уг­ро­жа­ет опас­ность, и в до­пус­ке на свою тер­ри­то­рию, хо­тя бы и на вре­мен­ной ос­но­ве.

Прак­ти­ка тол­ко­ва­ния раз­лич­ных ме­ж­ду­на­род­ных до­ку­мен­тов, за­щи­щаю­щих пра­ва че­ло­ве­ка, рас­ши­ри­ла при­ме­не­ние прин­ци­па не­вы­сыл­ки. Кон­вен­ция о За­пре­ще­нии пы­ток и дру­гих форм жес­то­ких, бес­че­ло­веч­ных или уни­жаю­щих че­ло­ве­че­ское дос­то­ин­ст­во об­ра­ще­ния или на­ка­за­ний 1984 г., в ст.3 го­во­рит: "Сто­ро­на – Уча­ст­ни­ца Кон­вен­ции не бу­дет вы­сы­лать, вы­да­вать или пе­ре­да­вать ли­цо дру­го­му Го­су­дар­ст­ву, где су­ще­ст­ву­ют дос­та­точ­ные ос­но­ва­ния по­ла­гать, что ли­цу мо­жет уг­ро­жать при­ме­не­ние пыт­ки".

Ст.7 Ме­ж­ду­на­род­но­го Пак­та о гра­ж­дан­ских и по­ли­ти­че­ских пра­вах 1966 г., за­пре­ща­ет при­ме­не­ние пы­ток, или дру­гих форм жес­то­ких, бес­че­ло­веч­ных или уни­жаю­щих че­ло­ве­че­ское дос­то­ин­ст­во об­ра­ще­ния или на­ка­за­ний. Она бы­ла ин­тер­пре­ти­ро­ва­на Ко­ми­те­том ООН по Пра­вам че­ло­ве­ка и как за­прет для го­су­дарств вы­сы­лать лиц в стра­ны, где им мо­жет уг­ро­жать по­доб­ная прак­ти­ка.

Ев­ро­пей­ская Кон­вен­ция о пра­вах че­ло­ве­ка 1950 г., ос­нов­ной до­ку­мент Со­ве­та Ев­ро­пы, в ст.3 за­пре­ща­ет пыт­ки, и дру­гие фор­мы жес­то­ких, бес­че­ло­веч­ных или уни­жаю­щих че­ло­ве­че­ское дос­то­ин­ст­во об­ра­ще­ния или на­ка­за­ний. Она так­же ис­поль­зо­ва­лась Су­дом по пра­вам че­ло­ве­ка в Страс­бур­ге как ин­ст­ру­мент за­пре­та вы­сыл­ки лиц в стра­ны, где им уг­ро­жа­ет по­доб­ная прак­ти­ка. В та­ких слу­ча­ях, по­ста­но­вил Суд, стра­на. вы­сы­лаю­щая ли­цо в стра­ну, где ему уг­ро­жа­ет при­ме­не­ние пы­ток, са­ма яв­ля­ет­ся на­ру­ши­тель­ни­цей за­пре­та на их при­ме­не­ние.

Ев­ро­пей­ский Суд по пра­вам че­ло­ве­ка в Страс­бур­ге при­нял не­сколь­ко ре­ше­ний, ин­тер­пре­ти­рую­щих ст.3 Ев­ро­пей­ской Кон­вен­ции как за­прет на вы­сыл­ку лиц в стра­ны, где им мо­жет уг­ро­жать опас­ность под­верг­нуть­ся пыт­ке или бес­че­ло­веч­но­му или уни­жаю­ще­му че­ло­ве­че­ское дос­то­ин­ст­во об­ра­ще­нию или на­ка­за­нию81.

В За­ко­не “О бе­жен­цах” нор­ма, за­пре­щаю­щая вы­сыл­ку, со­дер­жит­ся в ст.10, ко­то­рая гла­сит: "Бе­же­нец не мо­жет быть воз­вра­щен про­тив его во­ли в стра­ну, ко­то­рую он по­ки­нул по ос­но­ва­ни­ям, пре­ду­смот­рен­ным стать­ей 1 на­стоя­ще­го За­ко­на."

Важ­но от­ме­тить, что по­ло­же­ния о не­вы­сыл­ке на­чи­на­ют дей­ст­во­вать с то­го мо­мен­та, как у ли­ца по­яв­ля­ют­ся впол­не обос­но­ван­ные опа­се­ния пре­сле­до­ва­ния на ро­ди­не, а не с то­го мо­мен­та как он офи­ци­аль­но при­зна­ет­ся бе­жен­цем в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.