Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
глава 4 ГОЛОВНОЙ МОЗГ И ГЛАЗ.doc
Скачиваний:
107
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
11.35 Mб
Скачать

Глава 4. Головной мозг и глаз

га. Предполагают, что область 18 больше за­интересована объединением зрительной инфор­мации, полученной в 17-м поле, в то время как поле 19 переводит эту информацию в более сложную мысленную и двигательную деятель­ность (см. «Зрительный путь»).

Последние анатомические и физиологичес­кие исследования выявили, что существуют, по крайней мере, 10 подобластей полей 18 и 19, нейроны которых обладают способностью реа­гировать на зрительные стимулы. Каждая из этих подобластей связана с 17-м полем. При этом между собой они не связаны. Поврежде­ние этих подобластей не приводит к слепоте. Нарушаются некоторые зрительные функции, например анализ цвета, восприятие цельности объекта и др.

Зрительная ассоциативная кора, располо­женная в некоторых областях височной доли, также вовлечена в обработку зрительной ин­формации. В наибольшей степени это относит­ся к полю 21 (в средней височной коре). Имен­но это поле обеспечивает узнавание образа, а ее повреждение завершается агнозией.

Выше приведенные свойства зрительной ко­ры обеспечиваются и многочисленными гори­зонтальными и вертикальными связями между нейронами различных слоев зрительной коры. Именно благодаря их наличию отмечается ис­ключительная пластичность зрительной коры при обработке зрительной информации различ­ного типа [69, 94, 162, 197, 199, 352, 486].

Более подробно структурная организация зрительной коры и ее функции будут приведе­ны в следующем разделе.

Височная доля (поля 41, 22) (см. рис. 4.1.8, 4.1.12, 4.1.13).

Эта часть мозга связана с восприятием слу­ховых ощущений, участвует в речевой функции посредством слухового контроля речи, а также играет определенную роль в оценке простран­ства и в функции памяти. Давно установлено, что поперечная височная извилина (поле 41) является первичным слуховым центром. Не­большое поле (22), окружающее эту извилину, рассматривают как «психический», или «оце­ночный», слуховой центр. Раздражение боль­шей части височной доли, особенно вдоль сред­ней височной извилины, вызывает ощущения, которые больной описывает как слуховые. Боль­ные с поражением «психического поля» височ­ной доли иногда утрачивают способность оцен­ки звуковых тонов. При этом больной не узнает мотивов, а музыкальные звуки воспринимаются им как беспорядочный шум.

Поле 22 левого полушария также связыва­ют с речевой функцией, поскольку поражение этой области приводит к потере способности понимать значение слов. Существуют также данные, свидетельствующие о том, что височ­ная доля связана с «вестибулярной» чувст­вительностью (чувство равновесия), так как

стимуляция задних отделов верхней височной извилины у больного, находящегося в созна­нии, вызывает головокружение и ощущение вращения.

Глубокие поражения височной доли часто затрагивают самые нижние волокна зрительной лучистости, идущие от наружного коленчато­го тела. При этом нарушены функции зрения. Чаще встречается верхняя квадрантная гемиа-нопсия.

При поражении височной или психомотор­ной доли развивается эпилепсия, сопровож­дающаяся зрительными галлюцинациями, чув­ством deja vu и deja pense («уже виденное» — фр.), при которых зрительный опыт и мысли имеют странные дружественные отношения, появляются автоматизмы, сопутствующие ам­незии, компульсивное поведение, гнев и бес­покойство.

У больных с односторонним повреждением первичной слуховой коры отмечается незначи­тельная потеря слуха. При нарушении слухово­го узнавания (слуховая агнозия) поражены ас­социативные слуховые поля. Больные, как пра­вило, отмечают, что они могут слышать звуки, но не могут их идентифицировать.

На вентральной поверхности височной доли обнаруживается область, участвующая в узна­вании лица. Повреждение этой области (чаще при нарушении кровообращения в области ба-зилярной артерии мозга), что, как правило, рас­пространяется и на смежную затылочную долю (поля 20, 21), обоих полушарий, сопровожда­ется развитием прозопагнозии (неспособность узнавать лица). Вообще, это состояние не со­провождается другими неврологическими при­знаками. Больной может читать и называть объекты. В случаях, когда больной слышит го­лос знакомого человека, он может немедленно идентифицировать его.

Оставшаяся часть верхней височной извили­ны занята областью 22 (слуховая ассоциатив­ная кора), которая получает большое количе­ство афферентов от полей 41 я 42 к отдает волокна теменной и затылочной долям. Об­ласть 22 также вовлечена в функции языка. Повреждение верхней части 22-го поля при­водит к возникновению трудностей в понима­нии языка.

Височные доли особенно важны в функции памяти. Например, стимуляция слуховой ассо­циативной коры у больных во время нейрохи­рургических операций вызывает сложные вос­поминания как слухового, так и зрительного характера. При обширных повреждениях височ­ной доли возникает нарушение памяти.

Лимбическая доля (рис. 4.1.14). Лимбичес-кая система представляет комплекс образо­ваний конечного, промежуточного и среднего мозга. Фактически «лимбическая система» сов­падает с ранее применявшимся понятием — «обонятельный мозг» [3, 4, 6, 8, 16, 273].

Анатомия головного мозга

371

К мозжечку

Рис. 4.1.14. Лимбическая система (по Brodsl, 1992):

а — расположение структур лимбической системы (/ — энтори-альное поле; 2 — миндалина; 3 — крючок; 4 — септальное ядро; 5 — поясная извилина; б — свод; 7 — гиппокамп; 8 — парагип-покампальная извилина); б — связи поясной извилины (/ — лоб­ная ассоциативная кора; // — теменная и височная ассоциатив­ная кора; /// — сосцевидное тело). Поясная извилина связана с ассоциативными полями коры головного мозга и лимбической системой, обеспечивая взаимодействие между ними

Если новая кора (неокортекс) управляет пространственно-временными взаимоотношени­ями организма с окружающей средой, а также отвечает за формально-логическое мышление и стереогностические способности, то лимби­ческая система обусловливает эмоциональные функции и побуждение к действию, а также процессы научения и памяти. Контролирует она и гомеостаз. Немаловажной ее функцией явля­ется организация поведенческих реакций инди­видуума в ответ на воздействия внешней среды и изменение внутренней среды организма. Эти реакции направлены на сохранение особи и опосредуются через низшие центры промежу­точного мозга.

Лимбическая доля имеет какое-то отноше­ние и к функции обоняния, поскольку раздра­жение или повреждения области гиппокампа сопровождаются ощущением запахов.

Лимбическую долю образуют: подмозолис-тая область (area subcallosa), поясная извили­на (gyrus cinguli), перешеек поясной извили­ны (isthmus gyri cinguli), парагиппокампальная извилина (gyrus parahippocampalis), гиппокамп (аммонов рог, зубчатая извилина и основание гиппокампа, или субикулум) и диагональная связка Брока. Кроме того, ряд исследовате­лей относят к ней и филогенетически старые структуры обонятельного мозга (обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенные над миндалинами) (см. рис. 4.1.14).

К подкорковым структурам лимбической системы относятся миндалины (corpus amygda-loideum), септальные ядра и переднее талами-ческое ядро.

Афферентные и эфферентные связи струк­тур лимбической системы как между собой, так и с другими отделами головного мозга чрезвы­чайно разнообразны. Наиболее выражены ре-ципрокные связи ее с гипоталамусом.

Гипоталамус и сосковидные (мамиллярные) тела соединяются с гиппокампом и септальной областью посредством свода, с миндалиной — посредством терминальной полоски и амигдало-фугального пучка, а с обонятельным мозгом — посредством медиального пучка переднего моз­га. Через гипоталамус и сосцевидные тела лим­бическая система соединена со средним мозгом.

Лимбическая система сообщается с новой корой в области лобной и височной долей. Ви­сочные области отвечают главным образом за передачу информации от зрительной, слуховой и соматической коры миндалине и гиппокампу. Лобные области служат основным отделом но­вой коры, регулирующим лимбические зоны.

Базальные ганглии представляют собой подкорковое скопление нейронов в виде группы ядер (рис. 4.1.15; 4.1.16, см. цв. вкл.). Конт­ролируют они двигательную активность тела [3, 4, 6, 8, 9, 140]. Эта функция базальных ганглиев была установлена на основании кли­нических наблюдений. При их повреждении отмечается нарушение двигательной активнос­ти как в виде отсутствия возможности иниции­ровать необходимые движения, так и отсутст­вия возможности подавлять движения.

При болезни Паркинсона, возникающей при повреждении базальных ганглиев, у больных лицо «невыразительное» [499]. Это связывают с нарушением двигательной активности мими­ческих мышц и контроля движений глаза, в частности нарушения саккадических движений. Именно по этой причине мы более подробно рассмотрим нейроанатомию этой области.

Различают три основных скопления подкор­ковых ядер, которые называются полосатое

372