Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0644673_15BD1_popova_i_m_sociologiya_vvedenie_v...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
1.96 Mб
Скачать

Раздел 3

также их истинное бытие. Ибо для греков, мысливших исключитель­но политически, от данного вопроса зависело все. Здесь и кроется причина их занятий наукой.

Рядом с эгим открытием эллинского духа появился второй вели­кий инструмент научной работы, детище эпохи Возрождения — рациональный эксперимент как средство надежно контролируемого познания, без которого была бы невозможна современная эмпири­ческая наука. . в области физиологии эксперимент существовал, на­пример, в Индии в аскетической технике йогов; в Древней Греции существовал математический эксперимент, связанный с военной техникой, в средние века эксперимент применялся в горном деле. Но возведение эксперимента в принцип исследования как таково­го — заслуга Возрождения. Великими новаторами были пионеры в области искусства' Леонардо да Винчи и другие, прежде всего экс­периментаторы в музыке XVI века с их разработкой темперации клавиров. От них эксперимент перекочевал в науку, прежде всего благодаря Галилею, а в теорию — благодаря Бэкону; затем его пере­няли отдельные точные науки в университетах Европы, прежде всего в Италии и в Нидерландах" |с 715 — 717].

3.3.1

Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения. — М., 1990. — С.347, 349 — 350, 353 — 354, 389 — 390, 393 — 394.

"Задачей эмпирической науки не может быть создание обязатель­ных норм и идеалов, из которых потом будут выведены рецепты для практической деятельности....

Безусловно, это не означает, что оценочные суждения вообще не должны присутствовать в научной дискуссии, поскольку в конеч­ном счете они основаны на определенных идеалах и потому "субъ­ективны" но своим истокам" [с 3471.

"В наших силах только дать человеку знания, которые помогут ему понять значение того, к чему он стремится; научить его видеть цели, которые его привлекают и между которыми он делает выбор в их взаимосвязи и значении, прежде всего посредством выявления "идей", лежащих, фактически или предположительно, в основе кон­кретной цели и логической их связи в дальнейшей эволюции. Ведь не может быть никакого сомнения в том, что одна из существен­нейших задач каждой науки о культуре и связанной с ней жизни людей — открыть духовному проникновению и пониманию суть тех "идей", вокруг которых действительно или предположительно шла и до сих пор идет борьба. Это не выходит за рамки науки, стремя­щейся к "мысленному упорядочению эмпирической действитель­ности", хотя средства, которые служат такому истолкованию духов-

208

МЕТОДОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ

ных ценностей, весьма далеки от "индукции" в обычном понимании данного слова" [с.349].

"Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить. Верно, что мировоззрение различных людей постоянно вторгается в сферу наших наук, даже в нашу научную аргументацию, внося в нее туман неопределенности, что вследствии этого по-разному оценивается убедительность научных доводов (даже там, где речь идет об уста­новлении простых каузальных связей между фактами) в зависимости от того, как результаты исследования влияют на шансы реализовать свои идеалы, то есть увеличивается или уменьшается в таком случае возможность осуществить определенные желания" [с.350].

"В способности различать знание и оценочное суждение, в вы­полнении своего научного долга — видеть истину, отраженную в фактах, и долга своей практической деятельности — отстаивать свои идеалы, в этом состоит наша ближайшая задача.

Неодолимым различием остается на все времена — именно это для нас важнее всего, — взывает ли аргументация к нашему чувству, к нашей способности вдохновляться конкретными практическими целями, формами и содержанием культуры, а если речь идет о зна­чимости этических норм, к нашей совести, или она взывает к нашей способности и потребности мысленно упорядочить эмпирическую действительность таким способом, который может притязать на зна­чимость в качестве эмпирической истины. Данное положение оста­ется в силе, несмотря на то, что (как мы увидим далее) упомянутые высшие "ценности" в области практического интереса имеют и всегда будут иметь решающее значение для направления, в котором пойдет упорядочивающая деятельность в области наук о культуре. Правилен и всегда останется таковым тот факт, что методически корректная аргументация в области социальных наук, если она хочет достигнуть своей цели, должна быть признана правильной и китай­цем, должна к этому, во всяком случае, стремиться, пусть даже она из-за недостатка материала полностью не может достигнуть указан­ной цели. Далее, логический анализ идеала, его содержания и по­следних аксиом, выявление следующих из него логических и прак­тических выводов должны быть, если аргументация убедительна, значимыми и для китайца, хотя он может быть "глух" к нашим этическим императивам, может и, конечно, будет отвергать самый идеал и проистекающие из него конкретные оценки, не опровергая при этом ценность научного анализа" [с.353 — 354].

"В исследовании идеально-типическое понятие — средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности. Идеальный тип — не "гипотеза", он лишь указы­вает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не

209