Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0644673_15BD1_popova_i_m_sociologiya_vvedenie_v...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
1.96 Mб
Скачать

Раздел 2

из своего взгляда на социологию как науку, занимающуюся "интер-претативным пониманием" значимого человеческого поведения. Его идеальные типы, следовательно, отражают это подчеркивание "субъективного", или значимого, наряду с "объективным" аспектом социальных явлений. Таким образом, на основе сознаваемого и несознаваемого значения для индивидуума, которое Вебер интер­претировал как непостоянное отношение между средствами и це­лями в поведении, социальное действие анализировалось посредст­вом четырех идеальных типов традиционного, целостно-рациональ­ного, намеренно-рационального и аффективного. Подобным же об­разом Вебер разработал идеальные типы социальных отношений (конфликт, первичная группа, вторичная группа и ассоциативная группа), а также законных порядков (legitimate orders) (рациональ­ного, традиционного и харизматического)" [с.41|.

"Вебер в отличие от Зиммеля в первую очередь занимался ана­лизом и концептуализацией институциональной структуры общест­ва как важного контекста поведения, имеющего социологическое значение. Институты более или менее явно рассматривались как сложные сети социальных отношений и интересов или как функции, связанные с какой-то структурой повиновения, обязанности или, если использовать терминологию Вебера, законности. Именно этот аспект — природа законного порядка — стимулировал большую часть исследований и теоретических формулировок Вебера. Его тру­ды об авторитете, власти, дисциплине, бюрократии, социологии закона и стратификации можно истолковать как попытки исследо­вать различные стороны законного порядка. Более того, Вебер был одним из первых, кто признал решающую роль законности и ее разновидностей для действительно социологического подхода к со­циальным изменениям, показав таким образом недостаточность экономических, психологических и эволюционных теорий" |с.42].

"По существу, он рассматривает взаимосвязь трех институцио­нальных секторов — экономического, политического и религиозно­го. Его общая недооценка структуры родства и брака связана, веро­ятно, с его интересом к сложным обществам, в которых эта структура вопреки возражениям многих наблюдателей играет важную, но вто­ричную роль. Большая часть трудов Вебера в этой области служит для того, чтобы показать господствующее влияние политических институтов в социальной организации и социальных изменениях в качестве коррективы экономического детерминизма Маркса. Одна­ко его обширное, хотя и незаконченное исследование связей между религией и экономической структурой является еще одним ярким отрицанием превалирующего господства в человеческой истории какой-либо одной институциональной области. При помощи де­тального сравнения различных культур Вебер смог выявить значение некоторых протестантских этических систем в возникновении эко-

112

ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ

номической этики, лежащей в основе современного капитализма. Однако он не пытался "вывести" капитализм из протестантства. Хотя он признавал важность техники и материальных ресурсов, его исторические сравнения, по-видимому, указывают на то, что внут­ренний аскетизм некоторых протестантских групп в отличие от дру­гих экономических систем является главным дифференцирующим фактором в современном капитализме" [с.42 — 43].

2.2.3

Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпири­ческая социология. — М., 1965. — 302 с.

"Перед социологией ставится совершенно четкая задача, которая и выступает как новый социальный заказ: разработать средства "со­циального контроля", найти теоретическое обоснование мелкому социальному реформаторству, стать знаменем "теории малых дел" [с.25].

"В сочетании с другими причинами специфическая направлен­ность теоретических традиций привела к тому, что именно в США раньше, чем в других странах, был сформулирован новый социаль­ный заказ социологии и были подготовлены теоретические орудия для его выполнения" [с.34].

"На ранних этапах социология стала иметь дело со специфически американскими проблемами. Она обратилась к исследованиям раз­личных патологических отклонений от норм поведения в трущобах иммигрантов, различных форм дезорганизации семьи, проблем юношеской преступности, трудностей в деле обеспечения жилищем и т.д.

Чикагский и Колумбийский университеты США стали первыми центрами эмпирических исследований, и один перечень наимено­ваний трудов социологов, например Чикагского университета, пока­зывает эту специфически американскую направленность в работе: "Шайка", "Золотой Берег и трущоба", "Гетто", "Бродяга", "Не­приспособленная девушка" и др.

Развитие эмпирической тенденции именно в американской со­циологии сразу же наложило на нее особый отпечаток, который в определенной мере в дальнейшем стал уже обязательным признаком эмпирической социологии, в какой бы стране она ни развивалась. Социология с самого начала была ориентирована на то, чтобы иссле­довать отдельные отклонения от норм поведения личностей з бур­жуазном обществе, отдельные ненормальности в функционирова­нии этого общества, отдельные помехи на его пути... Максимально, что должны были дать эмпирические исследования, — это узкие практические рекомендации, касающиеся именно частностей сис­темы, но не сущности ее, не самой природы общественных отно­шений" |с.34 — 35].

113