Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.П. Сёмин-Отечественная история.doc
Скачиваний:
98
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
50.95 Mб
Скачать

Глава VII

Участвуя в следствии над декабристами, Николай I познакомился с их критикой в адрес крепостнической России. Понимая основательность этой критики, он считал небесполезным провести самые необходимые «починки» обветшавшего российского самодержавия исподволь, сверху, в условиях строгой дисциплины и соблюдения служебной иерархии.

Во-первых, он решил радикально реорганизовать систему охраны «внутреннего порядка», поставив ее на прочное основание и придав ей всеобъемлющий характер. Во-вторых, он хотел уяснить слабые стороны политического режима в стране, с тем чтобы вырабо­тать необходимые меры к их устранению. Этой рабо­той и занялся Секретный комитет. Однако даже те по­ловинчатые меры, которые мог предложить его крепо­стнически-реакционный состав, не были претворены в жизнь, и комитет был расформирован. Такая же судь­ба постигла и остальные 9 комитетов, секретно дей­ствовавших в 30—40-х гг. XIX в.

Николай I решил все управление страной подчи­нить себе. В связи с этим разрастается «Собственная его императорского величества Канцелярия». Через нее проходили все государственные дела, которые Николай считал наиболее важными. В то же время Государственный совет и другие центральные учреж­дения страны оттеснялись на задний план. Не доверяя чиновничеству, Николай стремился все видные адми­нистративные и государственные должности замещать военными.

Важнейшую роль среди государственных учреж­дений играло III Отделение императорской канцеля­рии, выполнявшее функции политического сыска. III Отделению было поручено наблюдение за иностран­цами, раскольниками, местами ссылки и заключения, сбор сведений об эпидемиях, пожарах и других чрез­вычайных происшествиях, дела о разбоях и фальшиво­монетчиках, контроль за чиновниками, дабы те не до­пускали превышения власти, сбор сведений о случаях неповиновения властям, но самым главным был конт­роль за «направлением умов», т. е. за антикрепостни­ческими и антисамодержавными настроениями в об-

ХIX столетие в российской истории

ществс. Функции этого учреждения, стоявшего вне за­кона и над законом, были чрезвычайно широки. В ка­честве исполнительного органа III Отделению был придан отдельный корпус жандармов. Страна была разделена на жандармские округа, а в каждой губер­нии был назначен жандармский штаб-офицер с коман­дой. Возглавил политический сыск генерал А.Х. Бен­кендорф.

Наведение строгого порядка в управлении стра­ной было бы затруднительно без приведения в систе­му законодательства. За 180 лет, истекших со времени издания Соборного уложения 1649 г., было принято огромное количество законодательных актов, нередко противоречивых, оседавших в архивах и забывавших­ся. Это создавало почву для колоссальных злоупотреб­лений, т. к, знающий чиновник всегда мог сослаться на какой-нибудь полузабытый закон. Декабрист А.А. Бес­тужев, осужденный за участие в восстании 14 декабря, писал: «В казне, в судах, в комиссариатах, у губерна­торов, у генерал-губернаторов — везде, где замешался интерес, кто мог, тот грабил, кто не смел, тот крал». Также очень точно это было отмечено Н.М. Карамзи­ным в «Записке о древней и новой России»: «Везде грабят, и кто наказан? Ждут доносов, улики, посылают сенаторов для исследования, и ничего не выходит! Доносят плуты — честные терпят и молчат, ибо любят покой. Не только легко уличить искусного вора-судью, особенно с нашим законом, по коему взяткобратель и взяткодатель равно наказываются. Указывают пальцем на грабителей — и дают им чины, ленты в ожидании, чтобы кто на них подал просьбу. А сии недостаточные чиновники в надежде на своих, подобных им, защит­ников в Петербурге беззаконствуют, смело презирая стыд и доброе имя, какого они условно лишились. В два или три года наживают по нескольку сот тысяч и, не имев прежде ничего, покупают деревни».

Вследствие этого II Отделению канцелярии было поручено собрать воедино все существующие законы. В 1832 г. под руководством М.М. Сперанского было за­кончено создание первого Полного собрания законов Российской империи по 1825 г. (в 45 томах) и начато вто-