Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_2.DOC
Скачиваний:
32
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
6.61 Mб
Скачать

Тема 13. Строение личности

перь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая по­трясения. Это говорит о том, что всегда остается часть нашей личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему находится в становлении. Мы не завершенны; мы растем и изменяемся. Хотя та буду­щая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что скрывается в тени. Эго подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность еще не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот нач­нут вырисовываться ее очертания. Таковы потенциалы темной стороны Эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем какими станем!

Таким образом, первой эндопсихической функцией будет память. Функция памяти (или репродукции) связывает нас с тем, что ушло из сознания, с подсознательным, с тем, что вытесняется либо подавляется. Такую способность воспроизводить бессознательные содержания мы на­зываем памятью. Это первая функция, которую мы можем ясно разли­чить во взаимодействии сознания с теми содержаниями, что в данный момент находятся вне поля зрения.

Со второй эндопсихической функцией дело обстоит сложнее. Здесь мы погружаемся в глубокий мрак. Сперва я дам название: субъектив­ные компоненты сознательных функций. Сейчас, я надеюсь, вы все пой­мете. Например, встретив человека, которого вы никогда раньше не виде­ли, вы, естественно, что-то о нем подумаете. Но вы не всегда рискнете высказать это; вполне возможно, что ваше мнение неверно и ничего об­щего не имеет с этим человеком. Это как раз и есть субъективная реак­ция. Подобную реакцию вызывает и та или иная вещь либо ситуация в целом. Независимо от объекта, сознательная функция всегда сопровож­дается более или менее неадекватной субъективной реакцией. Нам до боли знакомы эти явления, но никому не хочется признавать себя на­столько субъективным. Мы предпочитаем не думать об этом: уж слиш­ком хочется считать себя абсолютно безупречным, вполне откровенным, честным и прямодушным, ну разве что «слишком мягким» — да вы не хуже меня знаете все эти фразы. Однако на самом-то деле все не так. У каждого бывают какие-то субъективные реакции, просто в этом неловко признаться. Я называю эти реакции субъективными компонентами. Они составляют один из важнейших элементов наших взаимоотношений с собственным внутренним миром. Здесь мы становимся болезненно чув­ствительными. Мы боимся проникновения в этот теневой мир Эго. Нам неприятно видеть свою оборотную сторону, и в силу этого в нашем ци­вилизованном обществе можно встретить немало людей, начисто лишен­ных тени, навсегда утративших связь с нею. Это двухмерные люди, ли­шенные третьего измерения — телесности. Тело — наш самый ненадеж­ный компаньон, постоянно преподносящий нам неприятные сюрпризы; о многих связанных с ним вещах не принято даже упоминать. Тело чаще всего выступает воплощением теневой стороны Эго. Порой это при-

Юнг К, [Структура души]

463

нимает форму личной или же семейной тайны, от которой, естественно, всякий жаждет избавиться. Думаю, что теперь более или менее понятно, что я подразумеваю под субъективными компонентами. Это свойствен­ная нам склонность реагировать определенным образом, причем далеко не всегда признаваемая.

Из этого правила есть одно исключение: люди, которые, в отличие от большинства из нас, живут «на оборотной стороне». У нас в Швейцарии таких людей называют «злосчастными птичками», Pechuogel1. Вечно у них неприятности, во всем у них разлад. Причина всех их злоключений в том, что они живут тенью, поставив под сомнение самого себя. В очередной раз опоздав на концерт или на лекцию, такой человек, боясь кого-то побеспо­коить, пытается бесшумно войти в зал хотя бы в самом конце, но обязатель­но задевает при этом стул, вызывая ужасный шум и, естественно, привле­кая к себе всеобщее внимание. Таков уж он, этот Pechvogel.

Теперь займемся третьим эндопсихическим компонентом (функ­цией его не назовешь). В случае с памятью мы еще можем говорить о функции, хотя на самом деле и память лишь в известной степени явля­ется функцией, подвластной волевому или сознательному контролю. Ча­сто она преподносит нам сюрпризы, подобно строптивому коню, которо­го нелегко оседлать. Нередко она отказывает самым нелепым образом. В еще большей мере сказанное относится к субъективным компонентам и реакциям. Но совсем неважно обстоит дело с эмоциями и аффектами. Это, очевидно, уже не функции, а события: при эмоциях нас буквально за­носит, ваше послушное приличиям Эго устраняется, и ваше место зани­мает некто иной. В таких случаях мы говорим: «он вне себя», «бес по­путал» или «что на него нашло?», ибо такой человек выглядит одержи­мым. У примитивных народов нет таких выражений, как: «он безмерно зол»; вместо этого говорят, что в человека «вселился демон и все в нем перевернул». Нечто подобное происходит с эмоциями; человек становит­ся одержимым, он уже сам не свой, контроль над собой снижается до ну­левой отметки. Это состояние, при котором человеком овладевает то, что у него внутри, и он не в силах ему противостоять. Он может сжать ку­лаки, сцепить зубы, но тем не менее он уже не принадлежит себе.

Четвертый эндопсихический фактор я называю инвазией (invasi­on)2. Здесь безраздельно господствует теневая, бессознательная сторона пси­хики, способная влиять и на сознательные процессы. Сознательный конт­роль в этом случае достигает своего нижнего предела. Однако совершенно не обязательно относить такие состояния к разряду патологических. Они являются таковыми лишь в старом смысле слова, когда патологией3 назы­вали науку о страстях. В этом смысле их действительно можно назвать

1 Неудачник (нем. идиома). (Примечание редактора источника.)

2 Вторжение, нашествие (англ.)- (Примечание редактора источника.)

3 От греч. pathos — страсть. (Примечание редактора источника.)

464

Соседние файлы в предмете Юридическая психология