Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_2.DOC
Скачиваний:
32
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
6.61 Mб
Скачать

Тема 13. Строение личности

В двойной скрытой трансакции участвуют четыре состояния Я. Она часто присутствует при флирте.

Ковбой: Не хотите ли посмотреть конюшню?

Девушка: Ах, я с детства обожаю конюшни?

На схеме 56 видно, что на социальном уровне происходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как на психологическом уров­не это разговор Ребенка с Ребенком и его содержание — сексуальные взаимоотношения (заигрывание). На поверхности инициатива принадле­жит Взрослому, но исход большинства подобных игр на самом деле пре­допределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз.

Таким образом, мы подразделяем трансакции на дополнительные и пересекающиеся, на простые и скрытые, а последние — на угловые и двойные. <...>

Игры

1. Определение

Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых до­полнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым ис­ходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообраз­ных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладаю­щих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождений, на наш взгляд, двумя основными характеристика­ми: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша. Процедуры быва­ют успешными, ритуалы — эффективными, а времяпрепровождение — выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат «зад­ней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не кон­фликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда — драматич­ным. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуют­ся драматичным, а не просто захватывающим исходом.

Нам необходимо разграничить игры с ранее не обсуждавшимся ти­пом социального действия, а именно с операцией. Операцией мы называ­ем простую трансакцию или набор трансакций, предпринятых с некото­рой заранее сформулированной целью. Например, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то обра­зом обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает «вознаграждение», то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы — неискренни­ми, так как они были лишь ходами в игре.

Берн Э. Анализ игр

485

Например, в игре «Страхование», о чем бы страховой агент ни вел разговор, если он настоящий игрок, он ищет клиента или «обрабатывает» его. Единственная его цель — заполучить «добычу». То же самое отно­сится к играм «Недвижимое имущество» и другим подобного типа. По­этому когда коммерсант на званом вечере вместе с другими гостями уча­ствует в тех или иных времяпрепровождениях, например в «Доходах и расходах», то за его дружеским поведением фактически может скрывать­ся целый ряд умелых маневров, цель которых — добыть интересующую его информацию. В США существуют десятки профессиональных журна­лов, обучающих искусству коммерческих маневров. Они рассказывают о выдающихся играх и игроках (коммерсантах, заключивших исключитель­но удачные сделки). С точки зрения трансакционного анализа такие из­дания ничем не отличаются от известных спортивных журналов.

Однако предметом нашего исследования являются бессознательные игры, в которые играют неискушенные люди. Не отдавая себе в этом от­чета, они порождают в процессе игры двойные трансакции. Именно та­кие игры во всем мире образуют важнейший аспект общественных взаи­моотношений. Благодаря их динамической природе игры нетрудно отли­чить от статических установок, являющихся чаще всего результатом жизненной позиции.

Не следует заблуждаться относительно значения слова «игра». Как мы уже говорили, игра совсем не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Например, коммивояжеры совсем не считают свою работу забавной, как это прекрасно показал Артур Миллер в пьесе «Смерть ком­мивояжера»1. Многие игры весьма серьезны. Так же как сегодня спорт­смены всерьез играют в футбол, так и большинство игроков нельзя обви­нить в отсутствии серьезного отношения к играм.

То же самое относится и к словам «играть» и «игрок». Это могут подтвердить игроки в покер, а также те, кто долго играл на бирже. Эт­нографы, представители других наук знают о том, какой серьезный ха­рактер могут приобретать игры. Одна из самых сложных когда-либо су­ществовавших игр — «Придворный», превосходно описана Стендалем в «Пармской обители». Эта игра отличалась убийственной серьезностью. Наиболее зловещей игрой является, конечно, война.

Соседние файлы в предмете Юридическая психология