Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_2.DOC
Скачиваний:
32
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
6.61 Mб
Скачать

Тема 13. Строение личности

Личностная диспозиция — это обобщенная нейропсихическая струк­тура (специфическая для индивида), способная делать многие стимулы функционально эквивалентными и инициировать и направлять устойчи­вые (эквивалентные) формы адаптивного и стилистического поведения.

Резюме

<...> Мы пытались выявить уровень анализа, наиболее полезный для исследования человеческой личности. Это уровень «черт», который в дей­ствительности наиболее широко признан как психологами, так и нашими обыденными речевыми привычками. Тем не менее, мы нашли необходи­мым выделить на этом уровне два направления рассмотрения организа­ции черт.

Общими чертами называют сложно организованные комплексы, рас­сматриваемые как общие (или сравнимые) в популяции людей. Вследствие принадлежности людей к общему виду и к общей культуре мы можем (с полным основанием) искать у них совершенно однородные категории по­ведения. Все сравнительные исследования личности, вся дифференциаль­ная психология, большинство попыток измерений осуществляются на осно­ве таких «общих черт».

Личностные диспозиции — это единицы того же порядка сложнос­ти, но они рассматриваются как «членение самой природы». Иными слова­ми, это нейропсихические единицы, которые мы фактически обнаружива­ем у различных людей. Иногда (весьма редко) человек оказывается столь типичным представителем своей культуры и своего вида, что может быть адекватно охарактеризован с помощью общих черт. Более вероятно, что его кардинальные, центральные и вторичные диспозиции будут в высокой сте­пени окрашены его индивидуальностью. Тот способ, каким организована его жизнь, может не соответствовать сколько-нибудь хорошо никакой ана­литической схеме общих черт. Термин личностная диспозиция (который может быть передан также как индивидуальная черта или морфогенети-ческая черта) привлекает внимание к любым обобщенным чертам, которые фактически присутствуют в нейропсихической системе отдельного человека.

Оба понятия используются на своем месте. Для целей сравнитель­ных исследований (а таково большинство исследований личности) доста­точно общих черт. Для детального исследования конкретного индивида должны быть определены личностные диспозиции.

Черты или диспозиции не поддаются прямому наблюдению, мы можем лишь прийти к заключению об их существовании. Конкретные действия — это всегда продукт многих детерминирующих факторов, не только устойчивых тенденций, но и напряжений, возникающих в данный момент в личности или в ситуации. Только повторяющиеся действия, обладающие одной и той же значимостью (эквивалентность реакций) и

Олпорт Г. [Теория черт]

383

являющиеся результатом определенного круга стимулов, имеющих одну и ту же личностную значимость (эквивалентность стимулов), приводят к необходимости заключения о наличии черт и личностных диспозиций. Эти тенденции не находятся все время в активном состоянии, но они продолжают существовать даже в латентной форме и обладают относи­тельно низким порогом возбуждения.

Одно дело допустить, что черты и диспозиции — наиболее приемле­мые единицы для исследования, другое — установить их точный характер у какого-либо конкретного человека. Для того чтобы избежать проекции своего собственного характера и многих других источников ошибок, иссле­дователь должен использовать весь имеющий отношение к делу эмпири­ческий инструментарий своей науки в обосновании своих заключений. Черты и диспозиции нельзя вызвать как духов; их надо обнаружить.

При обозначении этих организованных единиц возникает множество ошибок, одна из которых — смешивание социальных суждений с объектив­ными фактами. Если мы будем избегать терминов, выражающих похвалу и осуждение, то сможем составить психологический словарь «безоценоч­ных» названий черт. Как ни прискорбно, но свойства человеческой лично­сти могут быть описаны только с помощью обыденной речи, поскольку она одна обладает достаточной тонкостью и общепринятой понятностью.

Некоторые черты и диспозиции явно имеют мотивирующую силу, особенно те, которые обычно известны как интересы, амбиции, чувства, ком­плексы, ценности. Другие менее динамичны и обладают возможностью ско­рее управлять поведением (стилизовать его), чем инициировать. Иногда единицы, поначалу лишь направляющие, приобретают впоследствии движу­щую силу, а те единицы, которые вначале побуждали движение, могут стать просто направляющими. Стареющий спортсмен может утратить рвение, но все еще сохранять интерес к спорту.

Черты и диспозиции стабилизируют поведение, но они никогда не бы­вают ни полностью согласованными, ни независимыми друг от друга. Эффек­тивное приспособление к окружающему миру требует гибкости: в различ­ных ситуациях должны приводиться в действие различные детерминирую­щие тенденции. Конкретная личность может выглядеть противоречивой и конфликтной (как без устали повторяют романисты и клиницисты).

Наш взгляд на личностные диспозиции не отрицает важности со­циального взаимодействия в формировании человеческого поведения. [Ранее] мы отдали должное эффектам ситуации, социальной роли, куль­туры. Но мы считаем, что конкретный человек обладает широким набо­ром привычек и диспозиций, которые могут быть активированы в раз­ной степени и в различных комбинациях в зависимости от социальных и средовых требований текущего момента.

Черты и диспозиции — это modus vivendi. Их значимость — след­ствие той роли, которую они играют в успешном приспособлении человека к его миру и в овладении им.

Л. Хьелл, Д. 3игл ер

ПОДХОД К ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА1

В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, суще­ственно иное направление в психологии черт личности открывается бла­годаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Те­оретики, использующие факторный анализ, полагают, что основопола­гающие аспекты личности являются общими для всех; т.е. основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт счита­ют также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагиро­вать определенным образом и что основные параметры личности имеют иерархически упорядоченную структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Выдающимися представителями этого количественного науч­ного метода являются Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. Данный раздел главы посвящен их вкладу в персонологию. Однако сначала мы сдела­ем небольшое отступление, чтобы рассмотреть процедуру проведения факторного анализа согласованных структур личности.

Метод факторного анализа

Факторный анализ представляет собой в высшей степени слож­ную математическую процедуру, рассмотрение которой выходит за рам­ки этой книги, однако логика, лежащая в его основе, сравнительно про­ста для понимания. По сути, это метод определения степени совместной

1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 303-305, 307-313, 314, 315-322.

Хьелл Л, ЗиглерД. Подход к личности с позиции факторного анализа 385

и зменчивости в большом наборе психологических переменных, полу­ченных при тестировании представительной группы испытуемых. Ос­новная посылка состоит в том, что определенные характеристики кор­релируют, или являются ковариантными, таким образом, что это дает возможность выделить некий самостоятельный психологический пока­затель или фактор. Посредством изучения типов ковариации («что с чем связано») факторный анализ позволяет работать с огромными мас­сивами данных, полученных путем различных измерений, приводя их к меньшему ряду групп или факторов, более пригодному для обработ­ки. Предположим, например, что исследователю необходимо установить наличие взаимосвязей среди 50 различных личностных переменных, причем каждая из них представлена неким результатом или показа­телем теста. Вместо того, чтобы пытаться изучать все взаимосвязи сре­ди этих переменных (свыше 12000 корреляций), исследователь может свести их к меньшему числу переменных, достаточно полно характери­зующих всю совокупность данных. Переменные, образующие этот ряд, называются факторами.

Начальным этапом в проведении факторного анализа является по­лучение нескольких переменных в большой выборке результатов изме­рений испытуемых. Измерение может проводиться в самой различной форме, включая самооценку, экспертные оценки и оценки объективного поведения. Тип или источник данных значения не имеет, при условии, что для всех субъектов используются одни и те же виды измерения. То, ка­кие именно данные мы собираем и анализируем, с очевидностью опреде­ляет, какие личностные параметры мы получим в результате факторно­го анализа. Что получается из факторного анализа, зависит от того, что психолог в этот анализ вводит!

Вторым этапом процедуры является определение степени взаимо­связи каждой переменной с каждой другой переменной в общем ряду. Таким образом, при изучении 50 переменных должна быть определена взаимосвязь между переменной а и переменной Ь, переменной а и пере­менной с, а и d и т.д., а также взаимосвязь между переменными Ъ и с, b и d и т.д. Мера или степень взаимосвязи представляет собой коэффи­циент корреляции, а общее множество корреляций между всеми пере­менными — это корреляционная матрица. Следующим этапом будет определение того, есть ли в пределах общей корреляционной матрицы группы переменных, которые имеют сходные закономерности изменения коэффициентов корреляции, образуя функциональные единицы в общем наборе (факторы). В этой процедуре, называемой выявление фактора, многочисленные взаимосвязи между всеми переменными сводятся к сравнительно малому числу факторов. Для одного фактора определяю­щими считаются те переменные, которые наиболее сильно коррелируют

25 За к. 1662

386

Соседние файлы в предмете Юридическая психология