Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Первый семестр.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
17.28 Mб
Скачать

Отступное и новация долга

Соглашение сторон обязательства об отступном прекращает его вследствие уплаты должником кредитору денежной суммы или передачи иного имущества в счет своего долга (ст. 409 ГК), например, картины вместо денег. При передаче отступного («суррогата исполнения») должник «откупается» от своего кредитора и обязательство прекращается как исполненное надлежащим образом. При этом стоимость отступного может быть, как меньше стоимости первоначального исполнения, так и совпадать с ним или превышать его, а само отступное может иметь иную природу, нежели первоначальное исполнение, в частности, поставка товаров может быть заменена уплатой денежной суммы (в том числе в виде согласованной сторонами исключительной неустойки) и наоборот. По сути речь идет о замене исполнения должником своего обязательства с согласия кредитора. Возмездный характер отступного отличает его от безвозмездного прощения долга (п. 1 ст. 415 ГК).

Соглашение о новации (об обновлении) прекращает обязательство, одновременно заменяя его другим, новым обязательством между теми же лицами (п. 1 ст. 414 ГК), например, обязательство по аренде вещи прекращается в результате его замены обязательством по ее продаже арендодателем арендатору.

Но в конечном итоге и при отступном, при новации первоначальное обязательство прекращается по соглашению его сторон в результате получения кредитором иного исполнения..

Соглашение об отступном представляет собой реальную сделку , которая прекращает обязательство с момента предоставления отступного, а не с момента достижения сторонами соглашения об отступном (п. 1 Обзора ВАС РФ № 102). После заключения этого соглашения кредитор не вправе требовать исполнения первоначального обязательства до истечения установленного сторонами срока предоставления отступного (п. 2 Обзора ВАС РФ № 102).

Вместе с тем реальный характер соглашения об отступном сужает сферу его применения: у должника появляется необходимость нести расходы по передаче отступного (если кредитор отказывается принять его), а у кредитора —нести риск непредоставления должником отступного в нарушение договора. С этой точки зрения соглашение об отступном оправдано лишь при совпадении моментов его передачи должником и принятия кредитором, а расходы по его передаче или принятию невелики или отсутствуют, что возможно далеко не всегда.

Предметом отступного могут быть как вещи, так и результаты работ или услуги, что порождает вопрос о применимости к таким отношениям правил о договорах куплипродажи, подряда, оказания возмездных услуг и пр. В результате всего этого вопрос о

юридической природе соглашения об отступном и о его самостоятельности как способа прекращения обязательств остается дискуссионным.

Соглашение о новации является консенсуальной сделкой , порождающей новое обязательство между сторонами прекратившегося (первоначального) обязательства. При этом воля сторон такого договора на замену существующего между ними обязательства

другим должна быть явно выражена и не может предполагаться. Поэтому не является новацией соглашение о «реструктуризации долга», например, по кредитному договору, которое изменяет лишь сроки и порядок расчетов, но не способ исполнения обязательства (п. 1 Обзора ВАС РФ № 103).

Соглашение о новации не только носит консенсуальный характер, прекращая

 

первоначальное обязательство в момент заключения сторонами этой сделки,

но по

общему правилу п. 2ст. 414 ГК одновременно прекращает и дополнительные обязательства, связанные с первоначальным (например, по уплате процентов за просрочку в возврате долга). Это отличает его от соглашения об отступном.

Прощение долга

Обязательство прекращается также безвозмездным (безэквивалентным) освобождением должника кредитором от лежащих на нем обязанностей – прощением долга , при условии, что этим не нарушаются права других лиц на имущество кредитора (п. 1 ст. 415 ГК).

Прощение долга иногда ошибочно рассматривалось как односторонняя сделка (поскольку закон говорит о прекращении обязательства не соглашением, а «освобождением кредитором должника» от лежащей на нем обязанности), что может вести к нарушению прав и интересов должника, который по разным причинам не всегда заинтересован в таком «благодеянии».

Судебная практика исходит из того, что отношения кредитора и д о л ж н и к а п о прощению долга можно квалифицировать как дарение, только если судом будет установлено намерение кредитора освободить должника от долга в качестве дара (п. 3 Обзора ВАС РФ № 104), тогда как на соглашение о прощении долга распространяется презумпция возмездности гражданско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК). Возмездность же определяется не встречным предоставлением (которое при прощении долга всегда отсутствует), а наличием или отсутствием имущественного интереса в соглашении о прощении долга.

В соответствии с п. 2 ст. 415 ГК (введен Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ) кредитор направляет должнику уведомление о прощении долга, который считается прекращенным, если в разумный срок после получения уведомления должник не возразит против него. Это правило возвращает к пониманию прощения долга как односторонней сделки, которая, однако, не может быть совершена вопреки воле должника.

Невозможность исполнения и иные основания прекращения обязательств, не зависящие от воли их сторон

Невозможность исполнения обязательства влечет его прекращение, если она возникла независимо от воли сторон, в том числе независимо от воли должника.

С этой точки зрения различаются

субъективная невозможность конкретного

должника исполнить свое обязательство (например, его квалификация недостаточна для

 

выполнения работ), которая не является извинительным для него обстоятельством,

и

объективная не возможность исполнения , в результате возникновения которой любой

 

должник не состоянии исполнить такое обязательство (например, при гибели

 

индивидуально-определенной вещи, подлежащей пере даче по договору купли-продажи).

 

В свою очередь объективная невозможность исполнения может возникнуть в силу

 

обстоятельств, как зависящих, так и не зависящих от должника , а потому не всегда прекращает обязательство.

Например, гибель индивидуально-определенной вещи, подлежащей передаче покупателю по договору, может произойти от случайных причин, при отсутствии вины ее предшествовавшего собственника - продавца. Если при этом речь идет о договоре между гражданами, ответственность продавца за неисполнение своего обязательства не возникает, а если дело касается предпринимательских отношений (в которых ответственность должника по общему правилу п. 3 ст. 401 ГК наступает независимо от вины), объективная невозможность исполнения не извиняет должника, который обязан возместить убытки покупателю.

Риск наступления обстоятельств, создающих объективную невозможность исполнения обязательства, может распределяться между его сторонами.

Обстоятельства, влекущие объективную невозможность исполнения обязательства, могут иметь как фактическую, так и юридическую природу. Если вследствие издания государственным или муниципальным органом нормативного или индивидуального акта исполнение обязательства становится полностью или частично невозможным, обязательство полностью или частично прекращается (п. 1 ст. 417 ГК).

Юридическая невозможность исполнения может возникнуть, например, в случае введения публично-правового запрета на ввоз или вывоз каких-либо товаров в результате проведения карантинных и других санитарных мероприятий; наложения ареста в обеспечение исковых требований на конкретное имущество, составляющее предмет обязательства, и др.

Если, однако , издание такого акта публичной власти вызвано неправомерными действиями (бездействием) самого должника , приведшими к его принятию, оно не прекращает обязательство, ибо такую невозможность исполнения обязательства следует считать субъективной, а не объективной.

При этом стороны обязательства вправе добиваться признания недействительными таких актов публичной власти (ст. 13 ГК) и требовать возмещения причиненных в результате их издания убытков от соответствующего публично-правового образования (ст. 16 ГК).

В случае признания акта публичной власти, препятствующего исполнению обязательства, недействительным или его отмены в установленном порядке обязательство не считается прекращенным, если стороны не договорились об ином либо кредитор сам не отказался от предложенного ему исполнения (п. 3 ст. 417 ГК).

Следовательно, временная невозможность исполнения сама по себе не прекращает обязательство, если только не ведет к просрочке должника, при которой кредитор вправе отказаться от исполнения, утратившего для него интерес, и потребовать возмещения убытков.

Совпадение должника и кредитора в одном лице прекращает обязательство, поскольку оно предполагает наличие двух самостоятельных субъектов.

Такое «слияние» должника и кредитора возможно только в результате универсального правопреемства, которое происходит либо при наследовании одним из участников обязательства прав и обязанностей другого участника - гражданина (п. 1 ст. 1110 ГК), либо при реорганизации юридических лиц в форме их слияния или присоединения (абз. 1п. 1

ст. 57 ГК).

Смерть гражданина (ст. 418 ГК) или ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК) прекращает их обязательства (из-за исчезновения одного из двух его субъектов) лишь при отсутствии правопреемства.

В этих случаях по обязательствам, не имеющим личного характера, прежде всего по денежным обязательствам, возможно частичное правопреемство, которое влечет их сохранение с участием нового субъекта (право преемника).

Вместе с тем в обязательствах, где личность должника или кредитора имеет существенное значение, правопреемство невозможно (например, обязательство художника написать картину).

Следует иметь в виду, что после открытия наследства наследник вправе отказаться от него (ст. 1157 ГК) либо может оказаться недостойным (ст. 1117 ГК), что исключает его преемство по долгам наследодателя. В процессе ликвидации юридического лица ряд требований кредиторов погашается (п. 5.1 ст. 64 ГК), а соответствующие обязательства должника прекращаются. Но в исключительных случаях по указанию закона возможно ограниченное преемство по его долгам (при капитализации повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан (п. 1ст. 64 ГК) либо при применении субсидиарной ответственности лиц, контролировавших должника-банкрота,

—п. 1ст. 61.11 Закона о банкротстве).

6.2 Элементарная догматика, Сарбаш

Основания прекращения обязательств (407)

1.Основания прекращения обязательств . Конечной целью возникновения каждого обязательства является его прекращение. Обязательства для того и возникают, чтобы прекратиться, главным образом выполнив свою функцию, т.е. в связи с исполнением обязательства. Но обязательства вследствие совершенно различных причин прекращаются также, не достигнув своей цели или изменив ее. Иными словами, обязательства могут прекращаться по различным основаниям и с различными последствиями.

Обязательства могут иметь различный характер, в том числе бывают делимыми или неделимыми. Коль скоро обязательство имеет своим предметом неделимое действие, то