Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Первый семестр.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
17.28 Mб
Скачать

ОБЕЩАНИЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

(Здесь смотри Кривцова (желательно все пункты, означенные как достойные прочтения в аннотации — вся его работа о каузе, так что этот вопрос лишь малая часть общего массива инфы))

Всякое ли обещание одного лица совершить что-то или не соврешать формирует правовую обязательственную связь?

Разграничение неформальных обещаний, порождающих сугубо моральный долг, с одной стороны, и имеющих правовое значение обязательств, с другой стороны, требует анализа того, была ли направлена воля стороны, дающей те или иные обещания, на то, чтобы быть связанной таким обещанием в правовом, а не в сугубо моральном смысле (так называемый animus obligandi). Право обычно отказывается признавать возможность по воле одной стороны связать себя обязательством за рамками консенсуального договора дарения, вводя при этом для консенсуальных договоров дарения строгую письменную форму под страхом ничтожности обязательства подарить. О серьезности намерений сторон говорит факт согласия осуществить экономический обмен. Когда нет обмена, а есть одностороннее обещание осуществить безвозмездное экономическое предоставление => все должно быть оформелено письменно под страхом ничтожности.

Обязательственная правовая связь предполагает возможность защиты прав из обязательства в судебном порядке, и соответственно воля лиц, связавших себя обязательственным правоотношением, должна быть направлена на допущение такой защиты. НО как тогда с пари и алеаторными сделками? Некоторые юристы не признают за натуральными обязательствами правового характера, тем самым обеспечивая четкое различие между обязательством как правовым явлением и иными сугубо фактическими отношениями, основанными на осознании лицом некоего морального долга перед другим лицом (а именно различие на основе критерия допустимости судебной защиты). (См. снова Агаркова и Пшеничникова в соответствующих местах)

Что за добросовестность?

Обязанность добросовестности:

Легальное определение: При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Принцип добросовестности – это источник формирования правоотношений.

Из принципа добросовестности могут вытекать как обязательства-предоставления, так и иные обязанности и корреспондирующие им права.

Действие принципа добросовестности затрагивает:

1)стадию ведения переговоров

2)при реализации одной из сторон секундарного права на одностороннее изменение или определение содержания обязательства.

3)при установлении обязательства может наряду с нормой п. 1 ст. 10 ГК РФ служить дополнительным правовым основанием для ограничения свободы договора: нельзя устанавливать обязательства своей волей явно недобросовестно

Добросовестность при исполнении обязательства (включая информирование, содействие, учет прав и интересов друг друга) означает, что поведение стороны обязательства (должника или кредитора) должно соответствовать не только условиям договора и императивным или не исключенным сторонами диспозитивным нормам закона, но и стандарту честной деловой практики. Благодаря тому, что суд из понятия добросоветсности сможет выводить разные понятия и правил поведения, то имеет место быть ретроспективное правотворчество. Появляется “прецедентное” право.

Примером такого “прецедента” станет обязанность уведомить контрагента о наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Эта обязанность не закреплена в законе и нередко не фиксируется в договоре. В то же время ВС РФ в Постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. № 7 (п. 10) вывел ее из применения принципа добросовестности.

Тенденция выделять в судебной практике такой вид недобросовестного осуществления права, как попытка его осуществить после того, как лицо ранее своим поведением давало другим лицам разумные основания полагать, что это право осуществлено не будет (запрет на непоследовательное и противоречивое поведение,

venire contra factum proprium, аналог в английском праве – estoppel). Непоследовательное и противоречивое поведение при осуществлении права, подрывающее сформированные прежним поведением (в том числе и бездействием) управомоченного лица разумные ожидания других лиц, рассматривается судами как основание для блокирования (отказа в защите) материального или процессуального права. Оч много суд практики.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 указывается следующее: Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. При оценивании суд опирается на существующую практику делового оборота о честном поведении. Поведение должно соответствовать нравственности.

Добросовестность предполагается, пока не доказано иное. Поведение может быть признано недобросовестным по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Стороны договора не могут абстрактно исключить применение принципа добросовестности и освободить заранее недобросовестную сторону от неблагоприятных правовых последствий своей недобросовестности, выдав ей индульгенцию на такое поведение. В то же время стороны могут своим договором в определенных пределах

прямо легализовать конкретное поведение, которое при отсутствии такого условия договора могло бы быть признано недобросовестным. (возможность доставки товара в ночное время, уплату крупного денежного долга монетами, и т.п.). В то же время такие условия договора могут стать предметом судебного ex post контроля с опорой на общие нормы ст. 10, 428 и 169 ГК РФ.

Требование добросовестности, изначально зародившись в области исполнения обязательств, со временем абсолютизировалось, распространившись на все гражданское право в целом (п. 3, 4 ст. 1; ст. 10 ГК РФ).

Отношения сторон переживают три последовательные стадии , три содержательно различных отрезка: один центральный (собственно обязательство) и два крайних: до обязательства (при его установлении, но до его возникновения) и после обязательства (после его прекращения). Но можно различить и еще один момент внутри обязательственного отношения – его изменение.

При установлении договорного обязательства, т.е. до его возникновения (до заключения договора), стороны часто вступают в переговоры, и правила их проведения установлены законом (ст. 434.1 ГК РФ). Существует правило contra preferentum: неясное условие должно истолковываться против стороны, которая его сформулировала (чтобы не было ловушек, "камня за пазухой" и тд и тп)

Существуют отклонения от практики: Если бенефициар (кредитор) получил исполнение от принципала (должника) по основному обязательству, но все равно требует оплаты по независимой гарантии , он формально действует в своем праве, поскольку гарантия независима от основного обязательства, НО такое действие будет недобросовестным.

При установлении, изменении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).

Обязательство - это юридически оформляющее акт товарообмена относительное гражданское правоотношение, один из участников которого обязан совершить в пользу другого определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а другой участник вправе потребовать исполнения этой обязанности (п. 1 ст. 307 ГК).

Относительность обязательства. (Об этом писали все)

Обязательство действует только в отношении его участников и относится только к ним. Третье лицо может быть поименовано (в договоре), но это не значит, что оно связано обязательством. Нераспространение обязательства на третьих лиц основывается на принципе автономии воли. Искючение из принципа относительности обязательства: лицо может приобретать права по обязательству в отношении одной/обеих сторон, могут устанавливаться законом, нпа или соглашением сторон. (п. 3 ст 308).

Управомоченная сторона – веритель (кредитор)

Контрагент, обязанный выполнить долг – должник (дебитор)

Лица, участвующие в обязательстве ВСЕГДА должник и кредитор . Бывает что временно неясно, какое лицо является стороной соответствующего обязательства ( когда входит в состав еще не принятого наследства).

Иногда несколько лиц могут быть заинтересованы в обязательстве и выступают в нем, участие в обязательстве может произойти помимо воли лица => появляется множественность лиц на той или иной стороне (на обеих мб). Пример: участники договора простого товарищества объединились и нуждаются в кредите => на одной стороне – участники товарищества, на другой банк. Получается две стороны, но число лиц больше двух. Ассоциация Сарбаша: обязательства со множественностью лиц на стороне можно представить как связующие кредиторов и должников юридические нити. Юридическая нить, связывающая должника обязанностью совершить определенное действие или воздержаться от совершения определенного действия. Если одна из нитей обрывается в связи с недействительностью требования кредитора, то другая нить этим обрывом не затрагивается, она продолжает связывать другого должника.

В обязательстве в качестве каждой из его сторон – кредитора или должника – могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.

Недействительность требований кредитора к одному из лиц, участвующих в обязательстве на стороне должника, равно как и истечение срока исковой давности по требованию к такому лицу, сами по себе не затрагивают его требований к остальным этим лицам (п. 1 ст. 308 ГК РФ).

Двусторонние обязательства

В гражданском обороте гораздо более распространены обязательства, где каждая сторона одновременно является и должником, и кредитором другой стороны. Это связано с тем, что участники нуждаются в определенном объекте и готовы поменять их на имеющиеся у них объект (то есть обмен). Вернемся к нитям: Вдоль одной нити перемещается один объект от одной стороны к другой, а вдоль другой нити навстречу передвигается другой объект. Если взять одну из связующих стороны нитей, то перед нами будет обязательство в узком смысле ; если же рассматривать их вместе – обязательство в широком смысле. (Оп-оп, Егоров)

̆

Двусторонне обязывающий договор не равнозначен обязательству.

При этом договоры, возлагающие обязательства на обеих сторон могут иметь разную правовую природу. Наиболее часто встречающиеся синаллагматические договоры (порождают взаимные обязательства, опосредующие обмен встречным представлением).

Но есть и договоры которые возлагают на их стороны обязательства, исполнение которых служит не взаимному обмену встречными предоставлениями, а достижению некой общей цели или координации поведения в рамках некоего юридического сообщества (например, акционерное соглашение, соглашение участников ООО, договор простого товарищества.

Существуют договоры, которые вовсе не порождают какие-либо обязательства в чистом

̆ ̆

виде, а влекут лишь сугубо распорядительный эффект (например, реальный договор дарения).

Синаллагматическое обязательство - каждый получает от другого то благо, в котором он заинтересован, и предоставляет другому иное благо, в котором заинтересован последний

(ст. 328 ГК РФ).

Существуют также обязательства без менового характера (договор ссуды).

Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (п. 2 ст. 308 ГК РФ).

Множественностью является ситуация, когда в качестве содолжников или сокредиторов выступает несколько лиц. В качестве примера установления солидаритета в обязательстве на уровне закона можно привести ст. 707 ГК РФ.

Истечение исковой давности по требованию к одному из содолжников само по себе не затрагивает требований кредитора к остальным содолжникам (если один содолжник признал долг, это прервет срок давности только по требование к этому должнику, по отноешнию к остальном ИД не прерывается), это применяется и к недействительности недействительность требования к одному не влечет недействительности к остальным.

Ст. 308 ГК РФ Закрепляет важнейший принцип, вытекающий из идеи относительности обязательственной связи. Обязательство обязывает к тому или иному поведению исключительно его сторону и не создает обязанности для лиц, в обязательстве не участвующих.

При переходе прав кредитора к другому лицу по договору об уступке требования должник в качестве возражения против требований нового кредитора не вправе ссылаться на неисполнение цессионарием обязательств по оплате права требования перед цедентом (п. 2

Постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54).

Субъективная обязанность – долг, субъективное право – право требования.

Еще Папиниан говорил, что обязательство – «правовые оковы». Долг характеризует состояние связанности должника в отношении кредитора, которые получает господство над его поведением, эта связанность предполагает совершение или воздержание от действий (п.1 ст. 307 ГК РФ –перечень ОТКРЫТ).

Красавчиков: идея о существовании самостоятельных гражданско-правовых организационных обязательства –заключаются в организации отношений товарообмена и содержат условия будущего перехода имущественных благ (обязательства участников предварительного договора о выполнении услуг). Сейчас принято говорить что организационные обязательства сопутствуют основным имущественным обязательствам.

Обязательства с неимущественным содержанием: речь о них появилась в XIX веке. Пример: никогда не играть в карты. (Шершеневич Г.Ф., Новицкий И. Б., Лунц Л.А). НО тут возникает проблема: нет мер гражданско-правовой защиты, побуждающие к исполнению, так как обязательства тогда приобретают имущественный характер (неустойка, убытки и др). При этом обязательство может иметь предметом совершение обязанных лицом действий неимущественного характера (молитва, информационные услуги, обучение и тд).

Связывает обязательство только стороны, оно не может создать обязательства для третьих лиц, не участвующих в нем. Участники обязательства могут создать для третьих лиц определенные права в отношении себя (п. 3 ст. 308 ГК), например, договор в пользу