Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хроника_new.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
24.06 Mб
Скачать

Дополнительные показатели

Индекс воцерковленности, будучи весьма удобным для исследования благодаря своей компактности, тем не менее, аккумулирует в себе лишь минимум наиболее показательных знаний о людях, называющих себя православными. Если возникает возможность или потребность узнать ситуацию глубже, можно поставить добавочные вопросы. Наиболее информативными из них, с нашей точки зрения, являются следующие.

"Знаете ли Вы Символ веры?" – варианты ответов: "нет, не знаю", "знаю, но очень слабо (не все понимаю)", "знаю по содержанию (и даже могу объяснить другому), но наизусть не помню", "я знаю Символ веры наизусть".

"Есть ли в вашем доме религиозная литература?" – варианты ответов: "есть Библия и Евангелие (или одна Библия, или только Евангелие)", "есть Молитвослов (при наличии Библии и Евангелия или без них)", "у меня есть Псалтирь (отдельно от Молитвослова), акафисты или каноны (напечатанные типографским способом или переписанные)", "у меня есть Минеи, Октоих, Триодь (постная или цветная)"1.

"Знаете ли Вы церковно-славянский язык?" – варианты ответов: "не знаю", "не знаю, но хотел бы научиться", "я понимаю на слух (особенно знакомые тексты) и могу читать, если текст написан современным шрифтом", "я понимаю по церковно-славянски и могу читать".

"Есть ли в Вашем доме библиотека?" – варианты ответов: "у меня нет библиотеки (или есть очень небольшая [до 30 томов])", "имею библиотеку не очень большую (от 30 до 100 томов)", "имею библиотеку более 100 томов (но менее 500)", "имею библиотеку размером от 500 и более томов".

"Есть ли в Вашей библиотеке?.." – варианты ответов: "...литература по истории Церкви (и, в частности, по истории Русской Церкви)", "...жития святых", "...философско-богословская литература (например, сочинения В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского и пр.)", "аскетическая литература (например, "Поучения аввы Дорофея", "Лествица", "Творения Иоанна Златоуста" и других отцов Церкви)"1.

"Приходилось ли Вам участвовать в реставрации памятников церковной культуры: храмов, икон, книг и др.?" – варианты ответов: "не приходилось", "приходилось, но очень немного", "мне приходилось заниматься этим много (например, восстанавливать или даже строить храм, реставрировать фрески или иконы и т. д.)", "я сам(а) пишу иконы (или участвую в издании церковной литературы, православного журнала, газеты, в проектировании храма)".

Особенность работы с дополнительными вопросами заключается в том, что выбор даже самой сильной позиции в шкале ответов сам по себе не обеспечивает человеку "попадание" в соответствующую группу (в группу "церковного народа" они не могут претендовать попасть даже и просто в силу того, что все дополнительные вопросы имеют в шкале ответов только четыре позиции).

Кроме того, дополнительные вопросы разделяются четко на две части: первые три вопроса (о Символе веры, наличии богослужебной литературы и знании церковно-славянского языка) нацелены на выявление активного стремления к воцерковлению. Остальные просто как бы диагностируют культуру человека в религиозной области.

Хотя можно задать и другую группировку: первые три дополнительных вопроса плюс последний дополнительный вопрос – на выявление активного стремления к воцерковлению; "диагностирующими культуру" остаются в этом случае только четвертый и пятый вопросы.

Тогда можно предложить такую систему обсчета: человек, который по трем вопросам, показывающим активное стремление к воцерковлению, дважды выбрал одну из двух сильных позиций1 (или трижды – по четырем вопросам, при добавлении последнего), переводится на группу выше по сравнению с той, куда он попадает согласно индексу воцерковленности. Занятие же сильных позиций по обоим "диагностирующим культуру" вопросам переводит человека на группу выше только при наличии еще слабых (но не нулевых) позиций по двум или трем из других дополнительных вопросов. Но и в этом случае не выше третьей группы (слабой, или Н – "на­чинаю­щие").

Таким образом, мы получим следующую процедуру размещения респондентов по группам воцерковленности: В-индекс задает основное положение респондента в системе этих групп; дополнительные вопросы вносят поправку, и еще одну незначительную поправку обеспечивают дополнительные "диагностирующие культуру" вопросы.

Впрочем, в исследовании, ориентированном на выявление культуры (или участия в культурной жизни), эти последние ("культурно-диагнос­ти­рую­­щие") вопросы могут служить и для корреляции при работе с переменными, задающими группы по воцерковленности (но тогда эти переменные не следует вводить в обсчет при формировании групп воцерковленности). В исследованиях же, ориентированных больше на экономические и политические вопросы, удобнее оставить эти вопросы как дополнительные к В-индексу (что не мешает проследить отдельно связь с ними политических или экономических переменных): они делают В-индекс значительно богаче и многостороннее, вводя элементы культуры и знания как фон, на котором основные вопросы индекса получают выпуклость и ту или иную освещенность.

Почему следует учитывать разделение вопросов дополнительного плана на определяющие активность и культурность?

Воцерковленный человек знает Символ веры, а также церковно-славянский язык просто в силу того, что постоянно использует их практически: он не обучается этому специально (хотя в настоящее время существуют воскресные школы и курсы церковно-славянского языка, но они не дают активного знания). Символ веры – текст достаточно глубокий и сложный для толкования. Знание его предполагает дополнительное знание других текстов – как молитв, так и толкований (которые человек может воспринимать и при чтении дополнительной литературы, и на слух – из проповедей, например). Если человек не читает Символ веры и молитвы на церковно-славянском языке довольно часто (как ему приходится читать, если он исполняет какое-нибудь ежедневное правило и участвует в церковных таинствах), то приобретенное знание быстро "ветшает" и стирается.

То же можно сказать и о богослужебной литературе: Молитвослов или Акафист (а тем более Октоих или Триодь) покупаются религиозным человеком не для того, чтобы украсить ими библиотеку (это доставляет радость только коллекционерам, которых среди более или менее воцерковленных людей совсем немного), но для того, чтобы как-то ими пользоваться – хотя бы иногда, хотя бы частично. И здесь очень важный момент – знание церковно-славянского языка. А оно определяется либо прямым вопросом (при ответе на который две сильные позиции показывают довольно хорошее его знание), либо вопросом о Символе веры. Во всяком случае, зная хорошо Символ веры (наизусть или по содержанию), человек уже обязательно знает много слов церковно-славянского происхождения и может как-то ориентироваться в языке.

Эти три дополнительных вопроса тесно связаны между собой. Любой из них является контрольным по отношению к двум другим.

Введение в этот круг еще одного (последнего из дополнительных) вопроса ослабляет их связь, поскольку три первых дополнительных вопроса выявляют молитвенную активность респондента, а последний – чисто деятельную его активность. Поэтому для переведения респондента в более высокую группу требование следует ужесточить: переводить занявших одну из сильных позиций при ответе не на два, а на три вопроса.

Можно достичь "повышения" респондента по шкале воцерковленности иным путем, а именно: при наличии одной из двух сильных позиций по всем четырем вопросам, диагностирующим активность, можно уверенно помещать его в третью группу даже при наличии нулевых показателей по переменным В-индекса. Потому что это действительно и есть большей частью "начинающие" в самом прямом смысле. Включившись в активную деятельность по восстановлению храма или созданию каких-то церковных ценностей, они начинают интересоваться той сферой, в которой работают, и более широко: что-то читать, познавать, чему-то обучаться, а также приобретать какую-то литературу, в том числе и богослужебную. Но такие люди, как правило, медленно привыкают к церковному обиходу: не блюдут постов, не могут выстоять в храме богослужения и т. д. Им не хватает регулярности в приобретении именно таких навыков. И в этом состоянии они могут находиться довольно долго, но постепенно все-таки воцерковляются: среда делает свое дело.

Те же, кто попадает в третью группу по одной или более переменным В-индекса, конечно, также начинающие. Они также осваивают церковный обиход – иногда долго и трудно, по частям: ходят в храм, читают Писание или даже причащаются, но все это нерегулярно, редко. Они как бы время от времени попадают в церковную среду, но не выдерживают требований, предъявляемых настоящей церковной жизнью. тем не менее, что-то их туда влечет, и они делают новые и новые попытки. И в результате находят для себя какой-то приемлемый способ исполнять правила церковного обихода. Хотя, может быть, знание текстов и церковно-славянского языка у этих людей слабое.

Вводить два "культурно-диагностирующих" вопроса следует одновременно и в связи друг с другом. Эта связь заключается в следующем: наличие слабой позиции1 при ответе на вопрос о размерах библиотеки и одной из двух сильных2 при ответе на вопрос о ее содержании является более внятным показателем воцерковленности по этим двум переменным; наличие двух сильных по обоим вопросам – менее внятным; обратное же расположение (сильная позиция при ответе на вопрос о размерах библиотеки и слабая – при ответе на вопрос о ее содержании) – самый невнятный показатель.

Второй тип ответа будет требовать для перевода респондента в высшую группу еще двух (третий тип – трех) сильных показателей по другим дополнительным вопросам. Кроме того, сильным показателем по одному из этих двух вопросов можно заменять сильный показатель по последнему вопросу, иначе говоря, при наличии четырех сильных ответов по всем вопросам, считая за один сильный показатель именно указанное выше сочетание (первое или второе) ответов на оба "культурно-диагностирующих" вопроса, респондент помещается в третью группу даже при слабом ответе на последний дополнительный вопрос и нулевых показателях по переменным В-индекса.

Люди идут в Церковь разными путями: кто-то – через веру и молитву, кто-то – через практическую деятельность, а кто-то – через познание и культуру. Главная "укорененность" в русской православной культуре заключается в ценностях и установках3. Одними из наиболее значимых генеральных ценностей православной культуры являются бескорыстие и коллективизм (соборность, общинность). Из них и "вырастают" прочие ценности и даже те элементы образа жизни, которые создают наибольший социальный "комфорт" для православного человека. Эту связь с ценностями, безусловно, желательно исследовать как можно глубже.