Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хроника_new.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
24.06 Mб
Скачать

Ценности служащих государственных предприятий и частных фирм

Последнее разделение иерархий ценностей осуществлено по критерию, который позволяет сравнить эти иерархии у людей, продолжающих работать в привычных и до некоторой степени защищающих их государственных структурах, и у людей, не побоявшихся рискнуть и пуститься в надежде на выигрыш в самостоятельное плавание. В нашей выборке были представлены 34% респондентов, работающих на государственных предприятиях, и 5% работающих в частных фирмах. Несмотря на то, что сравнение двух столь разных по объему групп не во всем может оказаться достаточно корректным, его все равно следует провести – хотя бы для того, чтобы иметь некоторые опорные точки, интерпретируя результаты других исследований.

Госпредприятия

%

Частные фирмы

%

1.

Мир

56

1.

Мир

62

2.

Законность

53

2.

Свобода

51

3.

Безопасность

49

3–4.

Безопасность

47

4.

Семья

48

3–4.

Семья

47

5.

Стабильность

44

5.

Законность

46

6.

Труд

41

6.

Достаток

42

7.

Достаток

40

7.

Процветание

41

8.

Могущество

37

8.

Любовь

39

9.

Порядок

36

9.

Стабильность

35

10.

Справедливость

35

10–11.

Могущество

31

11.

Процветание

34

10–11.

Труд

31

12.

Свобода

32

12.

Успех

29

13–14.

Любовь

30

13.

Демократия

28

13–14.

Культура

30

14–15.

Культура

27

15.

Духовность

27

14–15.

Собственность

27

Фактически иерархия ценностей работников госпредприятий повторяет иерархию ценностей по выборке в целом. Исключение составляют лишь Справедливость, находящаяся в общих результатах выше, чем в данной иерархии, и Могущество, находящееся ниже. Эти отличия образовались за счет того, что в полную выборку входили и неработающие слои населения – студенты, пенсионеры, инвалиды и др., для которых указанные ценности имеют принципиально иное значение, чем для работающих. Однако число респондентов, представляющих указанные страты, было относительно невелико, поэтому общая иерархия ценностей оказалась во многом сходна с иерархией ценностей работников госпредприятий.

Первое заметное отличие работников частных предприятий от большинства населения, в основном занятого на госпредприятиях, состоит в низком ранговом месте Законности и исчезновении из списка 15 ведущих ценностей Порядка. Законность и по ранговому месту, и по проценту отметивших ее людей находится здесь в таком положении, как ни в одной социальной группе, исключая лишь жителей села и тех, кто не имеет даже среднего образования. Однако если в иерархиях ценностей двух последних групп населения низкое ранговое место Законности компенсируется высоким местом Порядка, то у работников частного сектора такого не наблюдается.

Вместе с тем полученные результаты не могут вызвать удивления, поскольку хорошо сочетаются с представлениями о коммерсантах (и всех, кто работает с ними) как о людях, "ловящих рыбку в мутной воде" и постоянно нарушающих закон. Удивление, скорее, вызывают те 46% из числа лиц, работающих на частных предприятиях, которые все же посчитали, что Законность сегодня является – и для них самих, и для страны – одной из основных ценностей. Отсюда можно сделать вывод, что лица, связавшие себя с частным бизнесом, далеко не так однородны и уж, во всяком случае, далеко не столь криминализированы, как представляется обыденному сознанию. И совершенно очевидно, что к здоровой части этого социального слоя следует отнести в первую очередь те 35% респондентов, которые ориентированы на честный, основательный бизнес и в качестве одной из главных ценностей назвали Стабильность. Конечно, нельзя не заметить, что доля респондентов, включивших в список Стабильность, в этом слое гораздо меньше, чем во многих других. Однако обнадеживает то, что в нынешней ситуации (во всяком случае, по результатам опроса) таких предпринимателей и тех, кто с ними работает, больше трети.

Относительно высокие места в иерархии данного социального слоя заняли Достаток и Процветание; причем последнее, судя по низкому ранговому месту Культуры и выпадению из списка Духовности, связано по смыслу именно с Достатком. Указанное стремление к Достатку и Процветанию, дополненное появлением в списке Успеха, отлично согласуется с психологическим портретом коммерсанта и бизнесмена. В то же время очевидное стремление к Достатку сочетается у представителей частного сектора с невысокой значимостью Труда (то же – у учащейся молодежи и рабочих). Выявленное расхождение можно интерпретировать либо как убежденность в том, что "честно не заработаешь", либо как отвращение к самому слову, являющееся реакцией на еще недавний прессинг коммунистической пропаганды. Окончательный ответ на этот вопрос может дать, как и в других случаях, лишь специальное психосемантическое исследование.

Следующим моментом, на который следует обратить внимание, является чрезвычайно высокое место Свободы в иерархии ценностей работников частных предприятий. Это опять-таки не представляется удивительным, поскольку для большинства из них создание своей собственной фирмы или уход в индивидуальную коммерческую деятельность означали разрыв со средой и с ситуацией, сковывавшей личную инициативу. Очевидно, что эти люди должны любить свободу, ибо именно из-за стремления к ней они и оказались в данном социальном слое. Другой вопрос, какое именно значение они вкладывают в само понятие: возможность вести себя, не считаясь с окружающими, нарушать закон или, наоборот, политические права и свободы граждан. На этот вопрос наше исследование не дает ответа.

Однако косвенный ответ можно найти в том, что в иерархии ценностей у лиц, работающих на частных предприятиях, появляется Демократия. Показательно, что эта категория не встречается больше ни в одной из ценностных иерархий. Можно предположить, что коммерсанты приветствуют демократию, поскольку она дала им все, чем они живут сейчас и чего они были лишены при прежнем режиме. Таким образом, называние именно этой ценности в качестве одной из основных позволяет с уверенностью утверждать, что по крайней мере четверть представителей частного сектора выходит в видении ситуации за пределы чисто коммерческих интересов, ориентируясь и в политических механизмах функционирования общества.