Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крестовые походы Взгляд с Востока Мусульманская...docx
Скачиваний:
60
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
49.07 Mб
Скачать

Саладин и военно-морские силы

1347 Ibn Shaddad; RHC, vol. IV, p. 220-221. См. также Ibn al-Athir, Kamil, vol. XII, p. 42; Ибн ал- Асир сообщает, что число воинов на корабле составляло 700 и что предводитель мусульман спустился ночью вниз и пробил большую дыру в днище корабля.

1348 Al-Dimashqi, Kitab nukhbat al-dahi, p. 209.

В 1955 г. Эренкройц написал очень подробную статью о Сала дине и военно-мор- ских силах с перечислением периодов, когда Саладин пытался одолеть крестоносцев на море. Эренкройц справедливо указывает на важшую роль Саладина в военно-морской истории Египта,

хотя почти все рассказы о его деяниях придают значение только тому, что он делал на суше.

Следует подчеркнуть, что Саладин был первым

из мусульманских правителей, боровшимся с крестоносцами, кто предпринял попытку противостоять им на море. Учитывая очевидную невозможность в 1130-1160-е гг. вернуть сирийские порты в связи с продолжавшейся внутренней борьбой за власть между тюркскими правителями, чьи интересы были сосредоточены на суше, и инертностью и беспомощностью египетских

Фатимидов, только захват Египта сделал Саладина первым мусульманским лидером антикрестовых походов, который действительно мог начать наступление против крестоносцев на море. Египет, как уже отмечалось, имел первостепенное значение для возрождения мусульманского флота, учитывая оккупацию крестоносцами сирийской береговой линии.

В 1169 г., когда Саладин захватил власть в Египте, там были лишь незначительные военно-морские ресурсы. Однако его предыдущий опыт борьбы за Египет ясно показал ему, что с крестоносцами нужно бороться как на суше, так и на море. Начало было многообещающим. Приехав в Александрию в марте 1177 г., Саладин приказал начать строительство флота. Он восстановил верфь1349 в Александрии и увеличил жалованье морякам на 20 процентов, вероятно, чтобы поощрить поступление на эту непопулярную службу. Согласно Ибн Аби Таййи', египетские корабли находились в очень плохом состоянии. Поэтому Саладин начал собирать мастеров и приобретать материалы, необходимые для восстановления флота. 1350 С этой целью он заключил коммерческие соглашения с итальянскими морскими городами-государствами, и они взялись поставлять ему лес, железо и воск. Хотя это были те же самые города, которые отправляли флоты крестоносцев для сражений с мусульманами, религиозные сомнения, определенно, не препятствовали «итальянским» купцам продавать врагам-мусульманам военное снаряжение. Бизнес есть бизнес.

Понимание Саладином важности военно-морского флота отмечено в так называемом завещании аййубидского султана ал-Малика ас-Салиха Аййуба, записанном ан- Нувайри. В письме, «написанном его собственной рукой» (эта подробность придает совету, содержавшемуся в письме, особенную торжественность и силу), Саладин рекомендует передать на нужды флота

1349 Дар ас-сина— арабский термин, который чаще всего используется для обозначения места, где строились и снаряжались военные корабли.

1350 Цитируется в книге Lyons and Jackson, Saladin, p. 114.

налоги (харадж?) с ал-Файйума, Саманнуда и Сахила: «Ибо флот — одно из крыльев ислама. Поэтому матросов следует хорошо кормить».1351

Далее в письме говорится, что если морякам платить регулярно, они будут поступать на службу. Хорошо обученные люди, умеющие стрелять и сражаться, будут приходить отовсюду. Это «завещание» ясно показывает, что в прошлом моряков не кормили как следует и не платили им регулярно и что в египетский флот шли люди, не умевшие толком сражаться, во всяком случае, в период, непосредственно предшествовавший приходу Саладина к власти.

К весне 1179 г. египетский флот насчитывал восемьдесят кораблей:

шестьдесят галер и двадцать транспортных. Таким образом, флот был восстановлен до уровня, на котором находился в период расцвета державы Фатимидов. И все-таки он был небольшим по сравнению с уже описанным франкским флотом. Пятьдесят кораблей Саладина предназначались для защиты берегов Египта, а остальные тридцать — для атак на крестоносцев. В 1179 г. египетский флот атаковал Акру, захватив все вражеские суда. Казалось, мусульмане, наконец, готовы бросить вызов крестоносцам на море. Как сказал Абу Шама: «Наш флот, когда-то уничтоженный, стал, в свою очередь, истребителем врага... Никогда еще мусульманский флот не добивался такой победы». 1352 В следующем, 1180 г. Саладин основал диван алстул, специальное управление для финансирования военно-морского флота.

Однако затем стала сказываться неопытность Саладина в проведении военных операций на море, и в 578/1182 г. он потерпел серьезную неудачу у Бейрута. В этот раз он попытался провести объединенную наземную и морскую операцию против Бейрута. Он блокировал порт в течение месяца, но когда появились 33 галеры крестоносцев, снял осаду и вернулся в Дамаск. Операция провалилась, потому что Саладин не сумел согласовать действия флота и наземных войск: вместо того чтобы начать одновременную атаку с суши и с моря, он послал флот вперед. Однако прежде всего это нападение на Бейрут потерпело неудачу из-за неумения или нежелания военно-морского флота Саладина принять вызов со стороны флота крестоносцев. Морским командирам Саладина не хватило отваги и мастерства, необходимых для морского сражения, даже в этом случае, когда баланс сил между двумя флоти- лиями был приблизительно равным.2 Возможно, они были деморализованы, памятуя о почти столетнем неоспоримом превосходстве крестоносцев на море.

В 1187 г., важнейшем году для Саладина, он начал крупное наступление на

леван- тинские порты, удерживаемые франками. К началу этого года франки контролировали около 350 миль береговой линии, включая Аскалон, Яффу, Акру, Тир, Си- дон, Бейрут, Джубайл и Латакию. После победы под Хиттином в том же году Саладин и его полководцы вернули много портов от Аскалона до Джубайла. Но его действия под стенами Тира, наиболее важной морской базы крестоносцев, обернулись катастрофой. В конце 1187 г. Саладин осадил

1351 См. Cahen and Chabbouh, Le testament, pp. 102 и 112.

1352 Abu Shama, RHC, vol. IV, p. 211.

Тир с суши и приказал своему флоту в Акре покинуть гавань и установить морскую блокаду, тем самым лишив защищающих Тир крестоносцев всякой помощи со стороны моря. Но 30 декабря на мусульманские корабли врасплох напали крестоносцы и захватили пять кораблей. Саладин немедленно приказал оставшимся пяти кораблям снять блокаду и отправиться в Бейрут. Но худшее было еще впереди. Несколько галер крестоносцев погнались за пятью отступающими мусульманскими кораблями, команды которых покинули их и вплавь добрались до берега.

Это был постыдный эпизод и серьезный удар по престижу Саладина.

Потеря первых пяти кораблей произошла из-за недостатка бдительности, а других пяти — в результате малодушного поведения моряков. Как сказал 'Имад ад-дин: «Этот случай показал, что морские власти Египта... не могут обеспечить флот должными людскими ресурсами. Вместо этого они вновь набрали невежественных людей без умения и опыта и без каких бы то ни было военных традиций. Поэтому когда эти люди сталкиваются с опасностью, то приходят в ужас, а когда необходимо повиноваться, они не подчиняются».1353

Мусульманские сухопутные силы у Тира были полностью деморализованы

поражением на море, и армия Саладина отступила.

Похоже, Саладин и после продолжал недооценивать силу военно-морского флота крестоносцев. Особенно очевидным это стало под Акрой в 1189-1191 гг., перед тем как она сдалась Ричарду Львиное Сердце и Филипу II Французскому в июле 1191 г. После прибытия войск Третьего Крестового похода Акру блокировало уже, как минимум, 552 корабля. 'Имад ад-дин писал, что они превратили береговую линию «в лес мачт». 1354 Прибытие крестоносцев с такими силами разрушило все честолюбивые намерения Саладина на море. И действительно, к концу Третьего Крестового похода франки восстановили и укрепили свою власть над левантинскими портами от Тира до Яффы.