Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крестовые походы Взгляд с Востока Мусульманская...docx
Скачиваний:
60
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
49.07 Mб
Скачать

Мусульманские сообщения об отдельных осадах

Военный историк Маршалл с осторожностью относится к попыткам придавать слишком большое значение рассказам о конкретных осадах, так как подобные рассказы скорее стереотипны, чем специфичны.1245 Отчасти этот взгляд, несомненно, справедлив. Но правда и то, что в средневековых мусульманских сообщениях об отдельных осадах мусульманская точка зрения иногда высвечивается неожиданным образом, особенно когда рассказ идет от лица очевидца. Хотя все очевидцы неизбежно пристрастны, однако содержащиеся в их рассказах обрывки информации и само воссоздание общей атмосферы помогают увидеть новые аспекты такого феномена, как осадное дело в период Крестовых походов.

Многие хронисты дают описания взятия городов в период франкской

оккупации Ближнего Востока. Особенно подробны те, что касаются Саладина. Оба его основных биографа, Ибн Шаддад и 'Имад ад-дин, очевидно заинтересованы в том, чтобы дать в деталях описания тех осад, в которых участвовал их герой. Несколько примеров помогут уловить специфику подобных рассказов.

Осада Александрии сицилийским флотом в 570/1174-1175 г.

'Имад ад-дин цитирует письмо Саладина, в котором описывается прибытие сицилийского флота в Александрию в 570/1174-1175 г. Шесть кораблей везли

«военные и осадные механизмы, сделанные из больших кусков дерева, и другие вещи».1246На других кораблях плыли те, кто строил суда, «ползущие» башни,1247 даббабы и манджаники. Атака началась на следующее утро после прибытия флота.

«Утром они приблизились, завязали беспокоящие столкновения и начали осаду. Они установили три даббабы с таранами и три огромных по величине манджаника, что метали черные камни, которые они привезли с собой из Сицилии. Наши товарищи поражались силе их ударов и размерам камней. Что касается даббаб, то они были подобны башням тяжестью дерева, высотой, количеством воинов в них и радиусом [стрельбы]. Они продвигались с ними

1243 Ibn 'Abd al-Zahir, Razvd, p. 292-294; al-Yunini, vol. II, p. 374-375; Thorau, The Lion, p. 204.

1244 Thorau, The Lion, p. 171; cp. R. D. Pringle, Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem, Cambridge, 1997, p. 91-92.

1245 Warfare, р. 211-212.

1246 В передаче Абу Шамы: Abu Shama, RHC, vol. IV, p. 165.

1247 Абрадж аз-зухаф — башни, в которых находились воины, вооруженные арбалетами и метательными машинами. Подобная башня передвигалась на подвижной платформе, которую толкали к стенам осажденной крепости. Dozy, Supplement, vol. I, p. 581-582.

вперед, пока [осадные машины] не подошли близко к стене. Они [сицилийцы] упорно продолжали стрелять в течение всего этого дня».1248

Несмотря на устрашающий вид этих чудовищных вражеских военных машин, в письме заявляется, что Бог в конце концов даровал мусульманам победу. Они сражались отважно и опрокинули даббабы, которые были уставлены против стен.

Осада Карака в 580/1184-1185 г.

Мусульманские источники откровенно пишут о трудностях при взятии крепости Карак в 580/1184-5 г. 'Имад ад-дин ал-Исфахани сообщает об осаде следующее:

«Он [Саладин] встал лагерем в долине Карака и установил девять

манджаников против [крепости], поставив их в ряд перед воротами. Они разрушили стену, которая была напротив них. Единственным препятствием, которое оставалось, был широкий и глубокий ров. Это устрашающая расселина, заградительная пропасть, глубокое и опасное место. Действовать можно было только одним образом: завалить его, забросать всем, чем только можно, и заполнить его землей. И это считалось самым трудным. Рыть туннели было невозможно из-за неровной и каменистой почвы. Тогда султан приказал делать кирпичи, собирать дерево и строить стены, которые вели бы от предместья ко рву и были бы крытыми, и чтобы [деревянные] частоколы были собраны и аккуратно соединены вместе».

Как только был создан этот большой щит против неприятельского огня, ведущегося со стен цитадели, дорога для заполнения рва оказалась свободной. Саладин приказал своим сторонникам нести все, что они только отыщут, чтобы засыпать ров. Все это предприятие облегчалось поддержкой даббаб и туннелей. Как указывает хронист, благодаря такой тщательной подготовке люди были в безопасности: «Люди увидели широкую дорогу ко рву и собрались [там], не боясь, что их ранят, и работали весело. Люди под крепостью на краю рва не испытывали необходимости действовать осторожно и не боялись ни стрелы, ни камня. Ров засыпали [так хорошо], что даже узник в кандалах сумел броситься в него и спасся, несмотря на камни, которые бро- сали ему вслед франки».1249

Под откровенной предвзятостью и эмоциональным накалом рассказа автор все же сумел передать ценные детали, касающиеся практической стороны действий на ранних этапах осады. Подобное повествование показывает проблематичность осуществления подкопов на определенных видах местности. Однако в случае удачи подкоп мог привести нападающих прямо к крепостным стенам, а осажденные так и оставались в неведении о точном расположении туннеля.

1248 Этот отрывок особенно плохо переведен в Recueil; целые фразы в переводе опущены или неправильно поняты. Abu Shama, RHC, vol. IV, p. 165-166.

1249 Abu Shama, RHC, vol. IV, p. 254-255.