Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lobok_AM_Veroyatnostn_mir.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

Стандарт на счастье 114 Рубикон смысла

Если спросить любого рядового учителя, какие школьные проблемы являются на его взгляд первоочередными, ответ можно предугадать на девяносто процентов: удручающе низкие зарплаты у учителей, катастрофическое падение дисциплины и нежелание учиться у учащихся... Список каждый может продолжить по своему желанию и разумению.

Но это все проблемы текущего учебного процесса. А ведь есть и что-то гораздо более существенное. Например, проблема СМЫСЛА, проблема ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ школы.

Кто-то с недоумением пожмет плечами: тоже мне, нашли проблему! Какие могут быть вообще рассуждения о смысле и предназначении школы, если, с одной стороны, заплату месяцами не выплачивают, а с другой - не знаешь, как в дураков программу вдалбливать. Ну, а потом все же очевидно: школа нужна затем, чтобы давать детям знания, давать образование - зачем же еще?

Вместе с тем во все времена подлинный учитель отличался от педагогического ремесленника тем, что он настойчиво задавал себе вопрос о смысле и предназначении своего труда и не удовлетворялся ответами, лежащими на поверхности.

Тем более такой вопрос становится актуальным в рубежные для развития школы эпохи. А именно к такой эпохе, похоже, приближается современная школа - приближается к какому-то чрезвычайно важному водоразделу своего существования, когда радикальный пересмотр всей совокупности ее смыслов и задач становится условием ее выживания как социального института.

Признаки этого смыслового Рубикона многообразны. И связаны они, с одной стороны, с тенденциями развития культурно-информационной среды в компьютерную и аудиовизуальную эпоху, а с другой - с поиском новых ценностей человеческого существования, которые могли бы оправдать это существование перед лицом новых культурных реалий.

По ту сторону принципа обучения

Вся традиционная школа - это место обучения. Место, где происходит профессионально организованная трансляция знаний, умений, навыков и других культурных ценностей.

Но вот мы вплотную приблизились к границе, за которой как раз процесс высокоэффективного обучения чему бы то ни было перестает быть сколько-нибудь серьезной проблемой, требующей существования специальных общественных институтов типа школы. В самом деле, не надо обладать большим прогностическим талантом, чтобы понять: сегодняшние тенденции развития компьютерных обучающих программ вкупе с бурным развитием Интернета полностью дезавуируют идею школы как единственно возможного (и наиболее эффективного) "места обучения". Компьютерные обучающие программы уже сегодня способны решать ВСЮ совокупность традиционных для общеобразовательной школы учебных задач: от формирования каллиграфии и умения читать (в начальных классах) до становления самых сложных понятийных структур и способности работать с любыми информационными базами данных. И, увы, следует признать, что собственно обучающий (именно обучающий, а не образовательный в широком смысле этого слова) потенциал любого учителя (даже если это далеко не средний учитель) не может идти ни в какое сравнение с обучающим потенциалом компьютерных программ и сетей.

Но, таким образом, если учитель для нас - это всего лишь «научитель», т.е. транслятор пресловутых «знаний, умений и навыков» - его роль в образовательном процессе ближайших десятилетий, с развитием эпохи глобальных информационных технологий будет постепенно сходить на «нет», или приобретать характер своеобразной карикатуры.

Либо мы должны радикально переосмыслить функции и статус фигуры учителя, а вместе с тем - и статус самой школы.

Сегодня преимущественный смысл школы - это именно ОБУЧЕНИЕ, т.е. трансляция знаний, умений и навыков, осуществляемая посредством более или менее стандартизованных учебников и в той же мере стандартизованных учителей. Однако в новой культурной ситуации, когда образовательный процесс будет все более и более выстраиваться как режим свободного плавания каждого ученика в море открытой информации, роль и смысл школы и учителя меняются радикально. Школа, учебник, учитель постепенно перестают быть источниками (во всяком случае преимущественными источниками) информации; их главными задачами отныне и все более становится мотивация к информации и навигация в море информации.

В противном случае, если такого рода перехода не произойдет, школа будет обречена если не на смерть, то на превращение в злобную карикатуру на самое себя. Во всяком случае, в новых информационных условиях старые модели функционирования школы окажутся абсолютно неприемлемыми.

Признаки начинающейся агонии старой, «обучающей» школьной системы уже налицо. Для множества учащихся и их родителей уже сегодня ясно, что современная массовая школа с ее стратегиями поурочного планирования образовательного процесса является крайне архаической и неэффективной обучающей системой. Только вот что должно прийти взамен?

Сегодня школу спасает от позора только бедность: компьютер остается для абсолютного большинства детей слишком дорогой и экзотической игрушкой, причем имеющей далеко не персональный статус. Но не надо себя обманывать: уже в ближайшие три-четыре десятилетия высокоэффективный компьютер с базой масштаба Pentium и универсальным пакетом высокоэффективных обучающих программ станет столь же обыденной реальностью В КАЖДОМ доме, каковой сегодня является телевизор. И что тогда? Что должна будет в этом случае делать массовая школа с ее отточенными технологиями "обучения через унижение"? Взять пистолет и застрелиться?

Ведь зачем сегодня родители отдают детей в школу? Затем, чтобы они чему-то научились. Чтобы приобрели какие-то знания. Чтобы освоили какие-то умения и навыки. А если все это можно без проблем обрести не выходя из дома, причем с гораздо более высокой эффективностью - какой ненормальный родитель поведет своего ребенка в школу, которая не умеет ничего, кроме обучения? Это сегодня школе нет альтернативы. А что завтра?

Совершенно очевидно, что в описываемой ситуации школа просто обязана по-новому осмыслить свою суть. Является ли она просто-напросто инструментом обучения, инструментом трансляции пресловутых ЗУНов (знаний, умений, навыков), или же ее суть заключается в чем-то совершенно другом? Если верно первое, тогда школа просто обречена превратиться уже в недалеком будущем в некий педагогический анахронизм. А если смысл школы не сводится к трансляции пресловутых ЗУНов, тогда возникает резонный вопрос - в чем же он, этот смысл, и что делает современная школа для прояснения этого подлинного смысла своего существования?

И если сам процесс обучения в наступающей Эре Общедоступного Интернета выносится за пределы школы, то чем может (и чем должна) оказаться школа "по ту сторону принципа обучения"?

А ведь это вопрос, который, между прочим, ставит под сомнение саму современную школьную ОНТОЛОГИЮ - наиболее фундаментальные, БЫТИЙНЫЕ основания школы. Готова ли современная школа к смене своего онтологического статуса? Увы, в абсолютном большинстве случаев складывается ощущение, что ни школьные учителя, ни армия педагогических ученых даже не задумываются над этим вопросом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]