Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Раздел 3. Сопротивление правовой аккультурации в Черной Африке 223

семей — это явления взаимозависимые, и первое усиливает вто­рое. Это особенно чувствуется в изменениях, которые имели место в области права наследования1.

Итак, мы приходим к мысли, что индивидуальная работа иг­рает более значительную роль в формировании прав на землю, нежели фактор принадлежности к той или иной группе. Так, на­пример, в племенах ани, изначально ведущих свой род по мате­ринской линии, право наследования эволюционирует в сторону отцовской линии: считается нормальным, если сын наследует у отца плантации, которые он создавал вместе с ним, вместо того чтобы их передавать единоутробным племянникам, не принимав­шим участия в этой работе. То же самое мы наблюдаем и с насле­дованием по горизонтали, оно тяготеет к тому, чтобы стать верти­кальным: передача по боковой линии оправдывалась в обширной семье, но она теряет свой смысл, когда эта семья имеет тенденцию к дроблению на много нуклеарных семей. Поэтому она упразднена законом либо ее обходят в практике завещаний. Взлет индивидуа­лизма влечет за собой также утверждение принципа наследст­венного равенства в ущерб первородству. С этим связана и тен­денция к дроблению земель.

Молодые независимые государства совсем не стремились пре­рывать этот процесс. Призыв к соблюдению традиционных прав, который был одним из требований африканских политиков перед деколонизацией, после провозглашения независимости, перестал быть оружием борьбы. Пришел конец колониальным государст­вам, начали появляться молодые независимые государства, но их отношение к обычному праву было, пожалуй, не более благопри­ятным, чем у их предшественников.

Земельные реформы в молодых независимых государствах. Для того чтобы ускорить экономическое развитие, новые афри­канские законодатели предприняли целый ряд земельных реформ. Эти реформы опирались на три основных принципа: утверждение коллективного права на землю, узаконивающего господство госу­дарства над землей; заимствование у колониального законодатель­ства системы регистрации, способствующей земельному кредиту и проникновению государственного права; признание существова­ния родовых земель, управляемых по-прежнему традиционным правом в ожидании того, когда вмешаются новые органы, цель которых обеспечить улучшение их освоения. Надо заметить, что все эти опыты отличались очень большим разнообразием.

1 См.: Verdier R. Les modalites du pussage de la propriete communautaire & Pappropriation privee en Afrique Noire. // Etudes de droit contemporain. Paris, 1962. P. 140—143.

Некоторые государства сделали выбор в пользу возобновле­ния колониальной системы регистрации и устройства террито­рий: закон Кот д'Ивуар от 1963 г. упраздняет обычаи и использу­ет оценку земель как условие к вступлению в частную собствен­ность, при этом государство остается владельцем незарегистриро­ванных земель. Этот закон не был, однако, утвержден, так как многие крестьяне бросились распахивать земли, преследуя лишь единственную цель — стать собственником.

Другие государства подвергли сомнению колониальную земель­ную политику. Социалистическое государство Бенин захотело в 1977 г. национализировать землю и поручить управление ею ме­стным народным советам, признавая при этом право индивиду­альной собственности на землю (как видим, положения довольно противоречивые). Земельная реформа 1974 г. в Того учреждает государственное земельное владение, а государство не собирается осуществлять систематический захват невозделываемых земель, а стремится лишь заменять уклоняющихся держателей обычного права для того, чтобы перераспределять незанятые земли между теми, кто их осваивает по-настоящему.

В стране либерального направления, Сенегале, земельная ре­форма 1964 г. позаимствовала целую серию черт из социалистиче­ского опыта. Различие идет по трем категориям: земли зарегистри­рованные, земли государственные, где действует право собственно­сти, и национальные государственные владения, эта последняя ка­тегория — самая крупная (включает 98% территории) — исключа­ет право собственности. В государственном владении само госу­дарство является держателем земель и обеспечивает их освоение, но оно может также разрешить их использование крестьянам — членам сельских общин (учрежденных реформой); такое разреше­ние выдается советами этих общин.

В целом видно, что эти земельные различия разных уровней не отдают больше предпочтения традиционным сельским общи­нам. В чем заключается причина часто обманчивых результатов земельных реформ?

Конечно, увеличение роли демографического фактора, опус­тынивание земель в государствах Сахеля, разрастание городов делают сегодня проблему самообеспечения продовольствием в Африке еще более острой, чем вчера. Ошибки, часто совершае­мые государствами в области земельных реформ, — это самые серьезные ошибки. Первая ошибка состоит в том, что большая часть населения страны еще больше отсечена от производствен­ной руководящей элиты, находящейся под защитой официального права. Это крестьяне, подчиненные планам развития, жители би-донвилей и мелкие чиновники, т. е. от 80 до 95% всего населения. Вторая ошибка состоит в том, что упрямо путают традиционное право с содержанием старых норм; а ведь оно способно прекрасно

224 Глава IV. Результаты взаимовлияния культурно-правовых систем