Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Раздел 2. Правовая колонизация в Черной Африке

Iтие экономической жизни и появление предпринимательского права внесли кое-что и в положения торгового кодекса). Мы еще увидим, что Черная Африка от энтузиазма перешла к более осторожному отношению к кодификациям1.

Приход кодификаций в эпоху государственного строительст­ва в Африке. С победой национально-освободительных движений новые африканские государства стали отдавать предпочтение ре­шению двух проблем — экономическому развитию и националь­ному единству. В надежде решить эти проблемы государства до­вольно часто прибегали к кодификациям.

Для сторонников «права развития» традиционное право ка­залось мало приспособленным для обеспечения экономического раз­вития западного типа. Ему вменялись в вину дух магии и религи­озности, незнание элементарных понятий, необходимых для разви­тия рыночной экономики (договорные формы, столь необходимые для нее, в этих странах отсутствовали). Что касается семейных отношений, то слишком обширные семьи, практика выкупов, по­лигамия — все эти социальные институты мешали экономической концентрации и социальной подвижности.

Особой критике подвергалось земельное право: ему, в частно­сти, вменялось в вину то, что оно способствует недостаточной ин­тенсивности эксплуатации земельных угодий. Африканские зако­нодатели начали проводить в жизнь земельные реформы2, направ­ленные на то, чтобы изъять у землевладельцев как можно больше площадей и передать их под контроль государства. Однако очень часто эти реформы наталкивались на враждебное отношение кре­стьян, сильно привязанных к их старым традициям владения и пользования землей. Иностранные эксперты часто поддерживали эти традиции, хотя известный компаративист Р. Давид, пригла­шенный составить проект гражданского кодекса Эфиопской импе­рии, был другого мнения. Он считал, что от традиционного права надо отказаться в пользу современного права и что необходимо построить новую систему, основой которой будут больше сообра­жения экономического порядка, нежели социологические данные: кодекс должен быть задуман как политический инструмент, пред­назначенный для обозначения некоторых направлений в развитии

1 Decheix P. Le Congres de Louisiane // Independence et Cooperation. 1986. №3—4. P. 211.

2 Необходимо различать аграрные реформы, предусматривающие осу­ ществление социальной справедливости путем перераспределения земель, изъятых из крупных поместий (современная Северная Америка), от ре­ форм агропоместных, цель которых — обеспечить развитие путем пере­ стройки правовых систем владения и использования земель (в качестве примера может служить Черная Африка, где земли очень редко присваи­ вались).

206 Глава IV. Результаты взаимовлияния культурно-правовых систем

страны, а не как фольклорный сборник обычаев, которые часто будут тормозить это развитие. Эти обычаи не заслуживают ника­кого уважения, поскольку являются причиной очень низкого уров­ня, на котором застряло африканское общество; они всегда были причиной слаборазвитости, какие бы формы она ни принимала»1. В действительности, как справедливо замечает Э. Ле Руа2, кодекс очень часто оказывался инструментом правовой недоразвитости, так как он то усиливал экономическое неравенство, то исключал из правовой жизни тех, кто не говорил по-французски и не имел школьного образования, что в конечном счете ставило под сомне­ние цели развития и национального единства.

Эти отрицательные явления так быстро проявились, что в течение десятилетия 70—80-х годов появилась новая концеп­ция — социологический позитивизм: отныне необходимо было учитывать мнение местного населения и, в частности, его при­верженность традиционному праву. Впрочем, нужно заметить, что традиционное право тем больше хулили в начале нацио­нально-освободительного движения, чем меньше его знали: по­пытки редактирования предпринимались в плохих условиях, у этнологов не хватало правовых знаний, а у юристов — этнологи­ческих. Теперь стало вполне естественным полагать, что новые руководители и их европейские советники ошибаются, когда су­дят о традиционном праве, исходя из этноцентристских предрас­судков бывшего колонизатора.

Среди всех этих заблуждений есть и главная ошибка, и состоит она в том, что путаются содержание традиционного права и его логика. В некоторых случаях суждение о том, что традиционное право не может быть приспособлено к требованиям современности, верно. Но совершенно неверно полагать, что традиционное право не способно к производству новых правовых норм; ведь всегда призна­валось, что обычаи обладают гибкостью и сравнительно легкой при­способляемостью. И если многочисленные земельные реформы и кодификации давали часто неудовлетворительные результаты, то происходило это потому, что их предписания воспринимались на­селением как какое-то право, навязанное извне. Вместо того чтобы изменять традиционное право, лучше было бы создать такие усло­вия, чтобы оно постепенно преобразовывалось, а не поступать с ним авторитарно, вплоть до его упразднения.

Однако удивляться тому, что реформаторы не действовали так, как надо, — это значит забывать, что кодификации означали

1 David R. La refonte du Code civil dans les Etats africains // Annales africaines. 1962. № 1. P. 161.

2 Le Roy E. L'experience juridique autochtone de Г Afrique Noire // Domination ou partage? Paris, 1980. P. 114.

207