Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Раздел 3. Договорные отношения

Изучение договорных отношений в традиционных обществах было на протяжении долгого времени затруднено в связи с грубыми ошиб­ками, допущенными авторами-эволюционистами конца XIX в. По их мнению, обязанности индивидуума вытекали главным образом из его социального положения, а не были обусловлены его личной волей. Развитие теории позволило, однако, доказать наличие до­говорных отношений в этих обществах, а исследования Э. Ле Руа показали, каким образом завязываются и санкционируются дого­ворные обязательства, исполнение которых может быть гаранти­ровано различными путями.

§ 1. Общественное положение и договор: теоретическая эволюция

Теория Мэна, дающая предпочтение общественному положе­нию перед договором, имела широкое хождение вплоть до середи­ны XX в. Затем критика этой теории вызвала необходимость пе­ресмотра роли, которую играют договорные отношения в тради­ционных обществах.

Теория Мэна о превосходстве общественного положения. По мнению Мэна, договорные отношения характерны лишь для совре­менных обществ. В традиционных же обществах обязательства, привилегии и ответственность возникают не в связи с согласова­нием индивидуальных волеизъявлений, а в связи с общественным положением индивидуума внутри общества и групп, его состав­ляющих. В свое время эта эволюционистская схема была новатор­ской, поскольку опровергала теории Локка, Руссо и Гоббса, в соот­ветствии с которыми общество сформировалось в результате соглашения между его членами (теории «общественного договора»). С приходом Дюркгейма теория становится более нюансированной.

128

Глава II. Основные юридические отношения

Раздел 3. Договорные отношения

129

Дюркгейм накладывает друг на друга три различия: общественное положение и договор; механическая (уставная) и органическая (до­говорная) солидарность; репрессивное право (уставные общества и общества с механической солидарностью) и реститутивное право (договорные общества и общества с ограниченной ответственностью). Однако основной интерес его подхода объясняется тем, что он реля-тивизирует эти противопоставления, выражая их преимуществен­но в виде тенденций: любому обществу присущи как уставные, так и договорные отношения, но традиционные общества делают упор на первые, а современные общества — на вторые. В этом с ним соглашаются такие авторы, как М. Маусе и П. Ювелин. В XX в. несовпадение теорий Мэна с этнографическими данными привело к более радикальному пересмотру этой теории.

Критика теории Мэна. Начало ей было положено в 1950 г. ан­тропологом Р. Редфилдом, который высказал серьезные сомнения в ее правильности. Он упрекнул Мэна в том, что тот опирался в основ­ном на греко-римские и индийские источники и считал, что в соот­ветствии с логикой эволюционизма эти данные могут быть экстрапо­лированы на традиционные общества, еще наблюдаемые в современ­ную эпоху. Критика была продолжена Е. А. Хебелем в 1964 г. Как и Дюркгейм, Е. А. Хебель считает, что уставные и договорные отноше­ния не являются взаимоисключающими: любое общество является одновременно и уставным, и договорным, но в различной степени.

В 1981 г. Л. Поспишил пошел еще дальше, утверждая, что, вопреки традиционной эволюционистской схеме, договорные отно­шения могут предшествовать отношениям уставным. Этот автор опирается на пример народности капауку (Новая Гвинея). В пред-колониальную эпоху общество капауку характеризовалось очень высокой степенью личной инициативы и свободы его членов. Ко­лонизация трансформировала это общество в уставном направле­нии, утвердив более централизованную власть и ограничив инди­видуальную свободу.

В конце концов, что же заслуживает внимания в теории Мэна и в утверждениях ее критиков? По нашему мнению, следует вы­делить три момента. С одной стороны, исторические и этнографи­ческие наблюдения показывают, что невозможно найти чисто ус­тавные и чисто договорные общества: Дюркгейм и Хебель были правы, подчеркивая, что оба эти типа отношений сосуществуют в любом обществе. Однако можно также утверждать, что каждое общество характеризуется преобладанием одного типа отношений над другим. Вопреки мнению авторов-эволюционистов, это преобла­дание не определяется главным образом диахронической последова­тельностью. Действительно, как подчеркивает Л. Поспишил, статут может следовать за договором. Наше общество дает многочисленные примеры именно такой эволюции: во многих случаях тоталитарные или авторитарные режимы пришли на смену демократическим ре-

жимам, поставив права и обязанности индивидуумов в прямую зави­симость от их классового статута. Пусть в меньшей степени, чем «закон истории», но выбор проекта общества все-таки определяет преобладание договорных отношений над уставными, или наоборот. Договорные отношения более характерны для либеральных обществ, в которых на первом месте стоит индивидуум, а не группа. Уставные отношения доминируют в двух типах обществ: прежде всего в обще­ствах общинного типа (многочисленные традиционные общества, в том числе общества Черной Африки) и в обществах коллективист­ского типа (многочисленные современные диктатуры).

Тем не менее есть все основания утверждать, что даже в тра­диционных обществах договорные отношения всегда существуют в той или иной степени. Именно на них мы обратим теперь наше внимание.