Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Раздел 1. Родственные отношения

Согласно Библии, когда Сихем, сын Еммора Евеянина, захотел жениться на Дине, отец сказал ее родичам, потомкам Авраама: «Породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе»1. Многочисленные традиции повторяют тот же урок: в основе общества лежит матримониальный обмен. Од­нако этот обмен является также отречением, отречением от своих корней. В совершенном райском мире, который придет на смену нашему миру, необходимость в этом обмене отпадет. Иисус отве­тил Саддукеям, которые не верили в воскрешение: «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят; и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения»2.

На другом краю света миф, имеющий хождение среди жите­лей Андаманских островов (Бенгальский залив), повторяет ту же мысль: «Будущая жизнь будет повторением земной жизни, за ис­ключением того, что все будут молодыми, болезни и смерть исчез­нут и никто не будет ни жениться, ни выходить замуж».

Таким образом, общество и семья оказываются неразрывно связанными в мифических представлениях: от их зарождения до их угасания. Как же обстоит дело в реальных обществах?

1 Книга Бытия, 34,9. Однако этот обмен не является «природным». В провинции Мистраль существовала пословица: «Вступай в брак в своей деревне, и если можешь, на своей улице, и если можешь, в своем доме». Если бы общественная жизнь не запретила кровосмешение, то этот за­ прет не сформировался бы сам собой.

2 Евангелие от Луки, 20, 34—36.

76

Глава И. Основные юридические отношения

Раздел 1. Родственные отношения

77

§ 1. Рождение семьи

Мы абсолютно уверены лишь в одном: именно в палеолите сформировались семейные структуры, чрезвычайно сложные формы которых мы открываем для себя еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Что же касается огромного и чрезвычайно важного периода их формирования (между 2 миллионами лет и 4000 г. до н. э.) и достижения ими уровня организации, который с тех пор претерпел лишь незначительные изменения, то мы практически ничего не знаем об этом периоде. Поэтому мы рискнем действо­вать путем сравнения с некоторыми животными сообществами и выдвинуть на этой основе несколько гипотез.

Семья в животных сообществах. У всех стадных млекопитаю­щих, живущих небольшими группами, имеет место обмен произво­дителями, необходимость которого вызывается причинами демогра­фического порядка. Чем меньше группа, тем больше колебания рав­новесия между двумя полами в возрастной категории, способной к размножению. По данным статистики, группа, насчитывающая не­сколько десятков особей, угасает в течение нескольких веков. Обмен супругами между различными группами позволяет избежать этого фатального исхода. Олени и львы осуществляют такие обмены сис­тематически, другие животные прибегают к этому более редко. Ино­гда обменивают самок (шимпанзе), иногда самцов (мартышки). У жи­вотных, стоящих наиболее близко к человеку (гориллы и шимпанзе), власть принадлежит самцам. Самки играют доминирующую роль только у некоторых более далеких видов (олени, зубры). По мнению некоторых авторов, запрет на кровосмешение существует и в неко­торых животных сообществах (макаки и шимпанзе).

Доисторическая человеческая семья. Как и другие стадные млекопитающие, первобытные люди, несомненно, практиковали обмен супругами, по меньшей мере, начиная с определенного вре­мени. Однако человеческая семья отличается от животной семьи двумя чертами: важностью общественной роли сексуальности и контролем над плодовитостью.

В человеческих обществах сексуальность является постоян­ным явлением общественной жизни для индивидуумов, принадле­жащих к возрастной категории, способной к размножению: из всех приматов только у самки человека не бывает затяжных периодов течки, и она остается постоянно привлекательной для самцов. Это положение является источником напряжения, так как оно усугуб­ляет и продлевает соперничество между самцами, что обусловли­вает необходимость более жесткого регулирования брачных сою­зов и, может быть, изобретения моногамного брачного союза. Кро­ме того, если в большинстве сообществ млекопитающих самка заботится о маленьких детях, то в человеческих обществах сексу­альное разделение труда выражено более четко. Это обусловлено тем, что первобытные люди столкнулись с двумя необходимостя-

ми, которых не знали приматы: охота, на которую нельзя было брать маленьких детей, которые должны были оставаться со своими матерями, поскольку человеческий ребенок развивается медлен­нее, чем детеныш животного; сохранение огня (человек прямо­ходящий умел добывать его уже примерно 400 000 лет тому на­зад) — эта забота возлагалась преимущественно на женщин. «При­ручение» огня является, по нашему мнению, основным этапом в процессе усложнения общественной жизни, чем и объясняется его относительно позднее появление в человеческой истории1.

Контроль над плодовитостью появился по необходимости не­сколько раньше. Он возник, без сомнения, в очень древнее время (от двух до полутора миллионов лет тому назад), когда человек научился защищаться от нападений животных. Можно было бы считать, что война могла заменить действия грабителей, но она появилась намного позже. Таким образом, очевидно, что доистори­ческий человек должен был использовать различные методы кон­троля над плодовитостью: продление периода кормления мате­ринским молоком, сексуальные табу, аборт (может быть), дето­убийство (без сомнения).

Можно счесть эти сведения довольно скудными. Однако это не так, если осознать один чрезвычайно важный факт: когда человек вступил в то, что мы называем Историей, он не только изобрел семью, но и придал родственным структурам настолько утончен­ные и сложные формы, что «цивилизованные» общества практи­чески ничего не добавили к ним, а, наоборот, даже обеднили их, передав государству функции, которые ранее возлагались на се­мью. Системы родства в традиционных обществах сформирова­лись в основном до этого заката.