Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

§ 2. Отношения в сфере частного права

Именно им мы посвятим больше всего внимания, изучая по­следовательно сначала семейные отношения, затем земельные и затем урегулирование конфликтов. При изучении этих вопросов мы также коснемся того, как влияли на эти процессы аккультура­ция и сопротивление, оказываемое переменам.

А. Семейные отношения

Аккультурация. Государство попыталось учредить новое право для семьи, вмешиваясь в четыре сферы: родственные связи, поря­док наследования, брак, присвоение фамилии.

Родственные связи. Традиционные общества понимаются как совокупность отдельных, но дополняющих друг друга групп, отсю­да их приверженность к родовой организации: при каждом поко­лении из рода выходят потомки как по мужской, так и по женской линиям, а единолинейность (т. е. ведение родства исключительно по мужской или женской линии) обеспечивает преобладание од­ной родовой ветви над другой. И вот когда общество делает выбор (или вынуждено это сделать) в пользу того, чтобы открыться ис­тории, то эти принципы меняются. К. Леви-Строс пишет: «Пере­ход от одной формы к другой часто очень слабо ощутим, он обна­руживается только лишь в незначительной перемене правил поведения и управления. Но из этого вытекают капитальные по­следствия. Язык родства вместо того, чтобы служить увековечи­ванию социальной структуры, теперь ее разрушает и перемоде­лирует. Воспроизводство семей происходит в соответствии с пра­вилами, которые касаются всех: каждая семья свободна в своих действиях, направленных на ее благо. В результате этого обе ли­нии родственной связи, материнская и отцовская, приобретают если уж не всегда одинаковый вес, то, по меньшей мере, сравни­мую значимость, которая запрещает видеть в одной из них основу социальной структуры, которая как раз и зиждется на их взаимо­отношениях1. Это уравнивание родовых линий заметно в реорга­низации уз, связывающих ребенка и его родителей. Вместо того чтобы быть в первую очередь связанным с родственниками мате­ри и отца по восходящей линии, ребенок связан в одинаковой

1 IAvi-Strauss С. Histoire et ethnologie // Ann ales ESC. 1983. № 6. P. 1220.

214 Глава IV. Результаты взаимовлияния культурно-правовых систем

степени с отцом и матерью. Не является ли эта равноценность родов и их концентрация в нуклеарной (т. е. малочисленной, со­стоящей только из родителей и детей) семье лишь предваритель­ной фазой их распада? Ведь на смену роду придут потомки. В то время как роды остаются строго различимыми одни от других, потомки смешиваются по истечении нескольких поколений (у двух индивидов всегда можно найти одного общего предка, если поис­кать поглубже): в этой системе разделение между старыми груп­пами исчезает.

Порядок наследования. В противоположность западному пра­ву традиционное право наследования1 распространяется больше на людей, чем на вещи: это право предусматривает скорее опре­деление места каждому существу в генеалогической цепочке, ко­торая его соединяет с Творцом, чем уточнение прав, признанных государством за индивидами, на те или иные вещи. Множество следствий вытекают из этого общего принципа. С одной стороны, право наследования во многом превосходит сферу индивидуаль­ного имущества: оно меньше уделяет внимания передаче имуще­ства от одного индивида другому, а больше — самой организации процесса его распределения между членами группы. Во всех слу­чаях завещание не может сделать так, чтобы имущество, происхо­дящее из рода, ушло из него (что, впрочем, напоминает правило старого французского права paterna paternis, materna maternis, устраненное Гражданским кодексом). С другой стороны, право на­следования меньше уделяет внимания передаче имущества, будь то имущество индивидуальное или коллективное, а больше — передаче самих функций: когда кто-то умирает, то главный во­прос состоит в том, кто будет исполнять его права и обязанности по отношению к тем, кто от него зависел. И при этом не существу­ет единицы наследования: существуют различные порядки насле­дования, что определяется наличием категорий функций, лиц и материальных благ. Так, например, земли, права и имущество отцовского рода передаются кровным братьям или сыновьям; зем­ли, права и имущество материнского рода передаются кровным и единоутробным братьям или единоутробным племянникам; в дву­линейных системах каждый род будет наследовать определенные, четко оговоренные виды имущества и права.

Современное право основано на самых различных принципах. Государство стремится придать единообразие различным формам порядка наследования, ослабить группы и расширить завещатель­ную правоспособность индивидов. Пытаясь определить права ин­дивида на вещи, оно будет делать четкое различие между правом лиц и вещей и ограничит наследственное право передачей иму-

1 Alliot M. Le droit des successions dans les Etats africains franco­phones // Revue juridique et politique. 1972. № 4. P. 846—885.

Раздел З. Сопротивление правовой аккультурации в Черной Африке 215

щества. Будучи связано с рыночной экономикой, современное госу­дарство ослабит критерий различия между видами собственности, обусловленного их природой и сутью, причем это ослабление бу­дет осуществлено таким образом, чтобы повысить подвижность этой собственности и дать преимущество такому понятию, как экономическая ценность: имущества одной и той же материаль­ной стоимости в правовом отношении считаются эквивалентными и взаимозаменяемыми. Чтобы лучше понять глубину и размах различий, разделяющих традиционные и современные системы, нужно изучить способ, с помощью которого африканские законо­датели решали четыре проблемы: предмет наследования, момент правопреемства, наследование по закону, завещательная свобода.

Предмет наследования. В своем большинстве новые законода­тельства сделали выбор в пользу западной концепции. Право на­следования касается только передачи вещей из одного наследства в другое. Впрочем, в некоторых государствах дело наследования, которое является самым незначительным для традиционного пра­ва (наследование права собственности здесь менее развито, чем наследование права пользования), стало самым значительным для современного права. В других странах, наоборот, публичная власть, придя на смену родовым связям, присваивает себе права на землю и берет на себя их распределение: и снова наследование прав пользования становится самым важным, а собственность удержи­вается государством. Либеральные государства начали осуществ­лять свою концепцию еще во времена колониального периода.

Ни одно новое законодательство не признает родового имуще­ства. Коллективное присвоение родового имущества, которое за­ключается в монопольном пользовании им его членами, смешива­ется с принципом неделимости, где каждый индивид располагает своей долей в общем имуществе, которая будет выделена при дележе: никто не обязан оставаться в общей неделимой собствен­ности, к этому неизбежно приходят при дележе того, что не долж­но было бы делиться.

Момент правопреемства: в качестве этого момента законода­телями выбрана дата смерти прежнего владельца, а не момент передачи имущества большинству наследников.

Наследование по закону — это такое наследование, когда осу­ществляется передача имущества при отсутствии документа о четко выраженной воле покойного путем применения правил об­щего права наследования. Некоторые африканские законодатели (например, из Кот д'Ивуар и Сенегала) организовали наследова­ние по закону исходя из ограничительной концепции родства, вы­раженной в гражданском кодексе и свойственной западному пра­ву, которое оказывает покровительство нуклеарным семьям и по­томкам: родственниками считаются сначала потомки общего пред­шественника, свойственники (индивид и родственники супру-

216 Глава IV. Результаты взаимовлияния культурно-правовых систем