Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Раздел 3. Сопротивление правовой аккультурации в Черной Африке 217

га), усыновленные и усыновители. Как правило, два этапа следу­ют один за другим: потомки — мужчины и женщины — наследу­ют на равных условиях, затем признается, что имущество может быть унаследовано вне рода (так, например, в обществе собствен­но по отцовской линии не будут препятствовать тому, что имуще­ство, унаследованное матерью, переходит к ее детям, в то время как оно, казалось бы, должно уйти в отцовский род, т. е. сначала братьям отца, затем их детям). Здесь мы прослеживаем переход от наследования по родовому признаку к наследованию по потом­ственному признаку.

В других государствах, а именно в исламизированных госу­дарствах Северной и Черной Африки, выбрали принцип наследо­вания в соответствии с Кораном: имущество наследуется мужчи­нами по отцовской линии покойного. Однако женщины рода тоже могут наследовать, но только половину от того, что получает муж­чина; вдовец, вдова или вдовы всегда имеют право на долю так же, как и мать умершего; наследство женщины полностью не пе­редается в род по отцовской линии, так как правила наследования в этом случае такие же, как если бы усопшая была мужчиной. Таким образом, закон Корана, отдавая преимущество отцовскому роду (а это влияние еще доисламских правил), оставляет место супружеским узам и потомкам1. Наследование в соответствии с правилами Корана — фактически единственное африканское тра­диционное право, работающее официально в области права пре­емственности: в других местах законодателями были закреплены западные системы, а родовое наследование было отменено.

Завещательная свобода. Она очень ограничена при традици­онном праве. Выход имущества из рода невозможен, более того, завещатель в некоторых случаях мог либо указать наследника, который примет на себя его функции управителя имуществом и распределит права пользования, либо распределить сам эти пра­ва. Существовала также возможность лишения права наследства. Современное право во многом смягчило эти принципы, однако ак­культурация проявила себя здесь менее интенсивно, чем в других направлениях права наследования. Формальные условия здесь менее строги, нежели в европейском праве. Кроме того, в то время как в европейских системах права лишение права наследства является монополией государства, в Африке оно доступно и индивидам и случаи его применения более многочисленны. Свобода распоряже­ния в Африке меньше, чем во Франции: наследственное имущест­во , которым вправе распоряжаться сам завещатель, невелико и, следовательно, более сильна защита потомства и супружеской семьи от завещания покойного (Сенегал, Кот д'Ивуар).

Подробнее см.: Heritier en pays musulman. Paris, 1987.

Брате. Колонизатор вмешался в эту сферу уже тем, что уста­новил минимальный возраст и сделал из согласия супругов осно­вание для брака (декрет Жаккино от 14 сентября 1951 г.). Эти положения использовались мало. Африканские законодатели по­шли намного дальше в направлении аккультурации, повышая роль, которую играет гражданское состояние, и особенно вмешиваясь в область выкупов и многобрачия. Под влиянием того, что обмены стали носить денежный характер, особенно в городской среде, а семья стала менее многочисленной, выкуп становился скорее чрез­мерной податью, нежели символом союза между двумя семьями. Некоторые африканские государства отказались от этого (Кот д'Ивуар, Габон, Центральноафриканская Республика), в других странах эти поборы ограничили (Гвинея, Мали, Сенегал). Однако в жизни эти выплаты продолжали существовать.

В поле зрения законодателей попала также полигамия. Хотя она во многих случаях и соответствует очень старым традициям (чисто африканские и исламские системы права), ей вменялось в вину то, что она ставит женщину в зависимое положение и пре­пятствует развитию, а разделение родительской власти счита­лось вредным для воспитания детей1. Некоторые государства от­менили многобрачие (Кот д'Ивуар, Тунис, Мадагаскар, Централь­ноафриканская Республика), другие ограничили (Мали, Гвинея, Сенегал)2, третьи не стали вмешиваться в этот вопрос ввиду силь­ной исламизации населения (Нигер, Чад). Сейчас законная полига­мия практически составляет 30% браков (против средней цифры,

1 По правовой аккультурации семейных отношений см. Р. Вердье. Ver- dier R. Custumary famili law // International Encyclopedia of comparative law. The Hague. 1983. T. IV. P. 121—127.

2 В Сенегале декрет от 1947 г., дополненный декретом Жаккино от 1951 г., предусматривал выбор в пользу отказа от полигамии. Каждый гра­ жданин, сохранив свой личный статус, мог при заключении брака внести с помощью государственного чиновника в брачное свидетельство свою ре­ шительную декларацию о том, что он обязуется не брать себе в жены больше никого, пока брак не будет расторгнут. Эти положения были у истоков того, что М. Аллио назвал «Мифом печати (штампа)». В Фатике (область Серер) в 1955 г. у христиан вошло в привычку ставить на обороте справки, выданной чиновником отдела гражданского состояния, свое клей­ мо, где указывалось об их приверженности к моногамии. Они почему-то полагали, что заключение брака без этого штампа не является в действи­ тельности христианским. Зато после такого штампования браки станови­ лись не только моногамными, но и нерасторжимыми, как при канониче­ ском праве. Супруги, которые хотели бы покинуть своих мужей, полагали, что сделать это им мешает клеймо, дело доходило до того, что некоторые были готовы пойти на самоубийство. Служащие (мусульмане) отдела гра­ жданского состояния решили отменить клеймо, и декреты 1947 г. и 1951 г. в Фатике больше не применялись. — См.: Alliot M. Christianisme et droit traditionnel au Senegal // Etudes d'histoire du droit canonique. Paris, 1965.

15. Заказ № 1837.

218 Глава IV. Результаты взаимовлияния культурно-правовых систем