Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Глава II. Основные юридические отношения

Раздел 2. Земельные отношения

115

ской линии (у племени ловиили отец может по своей воле отдать свою дочь какому-либо мужчине для ее оплодотворения с тем, что­бы обеспечить таким образом рождение потомка).

В заключение можно присоединиться к мнению К. Леви-Стро-са, который утверждает, что существуют две точки зрения на семью и общество. Одна точка зрения является вертикальной и отдает предпочтение семье как ячейке, из множества которых образуется общество: в этом случаев преемственность является основным фактором, а превыше всего ставится связь между ре­бенком и родителями, сама же семья вписывается прежде всего во время благодаря последовательности поколений. Другая точка зрения является горизонтальной и представляет общество в виде подвижного сообщества, в котором непрерывно образуются и рас­падаются семьи, которые, находясь под действием запрета на кро­восмешение, должны постоянно обмениваться брачными партне­рами: брак является тогда основным вектором, неполная семья имеет лишь эфемерное существование, а течение времени больше перестраивает, нежели укрепляет семейные образования. Мы охот­но присоединяемся к мнению К. Леви-Строса, согласно которому вертикальная точка зрения должна подправляться горизонталь­ной. Зачатие и, следовательно, толчок к спуску по вертикали мо­жет иметь место лишь в случае соединения мужчины и женщины. Эти мужчина и женщина могли бы быть близкими родственника­ми, но этому препятствует запрет на кровосмешение, без которого общество не могло бы продолжаться непрерывно. Нужно, следова­тельно, чтобы на горизонтальном уровне две семьи могли обмени­ваться родственниками, брачный союз между которыми сделает возможным продолжение обоих родов: «... Если каждая малая био­логическая особь не желает вести хрупкое существование, жить под постоянным страхом, сталкиваться с ненавистью и враждой своих соседей, она должна отказаться жить для самой себя; ей следует пожертвовать своей идентичностью и своей непрерывно­стью, открыться для большой игры в брачные союзы. Вставая на пути сепаратистских тенденций кровного родства, запрет на кро­восмешение позволяет соткать ткань родственных отношений, со­ставляющих арматуру любого общества, без которой такое обще­ство просто не может существовать»1.

В наших обществах еще преобладает вертикальный концепт семьи (хотя конжугализм — увеличение прав пережившего суп­руга, увеличение доли наследства последнего оставшегося в жи­вых — ослабляет права потомков по сравнению с правами супру­гов). Как можно объяснить этот парадокс? По нашему мнению, это

1 См. Levi-Strauss С. Introduction // Histoire de la famille. Paris, 1986. T.I. P. 9—13.

объясняется тем, что вертикальная точка зрения отдает предпоч­тение семье в ее конкретном «сегодняшнем» состоянии. Действи­тельно, для преемственности более важны природные, нежели со­циальные связи, так как она основывается на рождении; она под­черкивает также чувственные связи между потомками и предка­ми, которые объединяют их в звенья цепочки, открытые в буду­щее. Здесь брачный союз и обмены, которых он требует, несколько стираются. Именно эту картину нам нравится наблюдать, посколь­ку отношения биологического родства мы предпочитаем отноше­ниям родства социального (в большинстве случаев усыновление является крайним шагом, на который мы решаемся лишь тогда, когда исчерпаны все возможности, предоставляемые медициной). Наконец, в наших «ядерных» семьях остаются в тени побочные родственники, которые с течением времени отдаляются от нас все дальше и дальше. Возможность выбора ведет к союзу, который сначала ломает то, что было раньше, с тем, чтобы затем вновь соединить, но по-другому. Этой ломке мы предпочитаем преемст­венность поколений, которая несколько уменьшает наш страх пе­ред смертью.