Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

§ 3. Природа и отношения родства:

антропологический взгляд на нетрадиционные способы зачатия

В каждом обществе связь между поколениями представляет собой культурную конструкцию, выработанную на основе несколь­ких биологических инвариантов (постоянных величин). В настоя­щее время во Франции понятие родственной связи прежде всего

1 См.: Pomarbde J. L'inceste et le droit bourgeois au XIX s., dans: Droit, Histoire et Sexualife, dir. J. Poumaredeet. J.-P. Royer. Lille, 1987. P. 255.

1 См.: Un anarchiste de droite. Entretiens avec С Levi-Strauss // L'Express (17—23 oct. 1986). P. 129—130.

258

Глава II. Юридическая антропология позитивного права

Раздел 2. Мутации семьи и ее устойчивость

259

связывается с понятием биологического происхождения, и это яв­ляется относительно оригинальной позицией по сравнению с дру­гими обществами. Что касается способов зачатия, которые мы счи­таем новыми, то они являются лишь способом преодоления бес­плодия, и в этом их в определенных случаях можно уподобить тем решениям, которые на протяжении долгого времени выраба­тывались традиционными обществами.

Данное и созданное в отношениях родства. Всякая система родства, традиционная или современная, включает в себя несколь­ко универсальных биологических инвариантов1: воспроизводство привносит в человеческую природу элемент соревнования двух полов; оно имеет следствием отношения родства, порядок которых не может быть нарушен (поколение родителей всегда предшест­вует поколению детей); порядок последовательности рождений в рамках одного поколения подразделяет индивидов на старших и младших, и параллельные линии потомства образуются индиви­дами, классифицированными подобным образом. Исходя из этих трех весьма простых принципов, изобретательный человеческий разум выработал все возможные варианты родства, число кото­рых достигает шести. Только четыре из них встречаются доста­точно часто. Среди этих шести вариантов наши общества выбрали систему кровного родства (когнат) или недифференцированного род­ства (с патрилинейным уклоном, который практически исчез по­сле реформы 1986 г., обеспечившей свободу присвоения фамилии любого из родителей). В этой связи следует сделать важное заме­чание: доля «созданных» родственных отношений сейчас важнее доли «данных» отношений родства, поскольку больше созданных вариантов родства.

Само понятие единокровности может интерпретироваться по-разному. В общепринятом смысле (т. е. не обязательно в юридиче­ском) его можно толковать как тип родственных отношений, объе­диняющий индивидов, имеющих непосредственного общего пред­ка — отца, мать, деда, бабку. Но оно довольно часто удаляется от этого определения, которое не выходит за рамки мира природы.

Презумпция, имеющая место в римском права: pates is est quern nuptiae demonstrant (то есть предполагается, что отец яв­ляется супругом матери), воспринята нашим позитивным правом, и многие традиционные общества также в свое время восприняли ее. Усыновление также создает узы фиктивного единокровия, столь же обязывающие, как и узы единокровия биологического: в пози­тивном праве запрет на браки распространяется на детей, усы-

1 См.: Heritier-Auge F. La cuisse de Jupiter. Reflexions sur les nouveaux modes de procreation, L'Homme, 94 (1985). P. 5—22; Labrusse-Riou C. La filia­tion et la medecine moderne // Revue Internationale de droit compare, 2 (1986). P. 424 sq.

новленных одними и теми же приемными родителями, хотя бы они и были рождены от разных людей. Мы знаем, что многочис­ленные традиционные общества неодинаково относятся к отноше­ниям единокровного родства, причем критерий этих отношений не зависит от степени генеалогической близости индивидов: двою­родные братья и сестры по параллельной линии столь же близки генеалогически, как и таковые по перекрестной линии, но очень часто брак запрещается для первых и приветствуется для вторых. В большинстве примеров, которыми мы располагаем, искус­ственная конструкция родства берет верх над естественной. Как говорит пословица народности само, «слово дает родство, слово лишает родства». Надо согласиться со словами Ф. Эритье: «Едино-кровие в человеческом обществе есть всего лишь социально при­знаваемое отношение; и в этом состоит свойство систем родствен­ных отношений как совокупности правил, регулирующих родст­венные связи, совместное проживание и вступление в брак, с по­мощью которых они отличаются от законов природы. Воспроиз­водство людей является инструментом воспроизводства общест­венного порядка. Оно входит в символическое понятие обществен­ного порядка в том случае, если признается, что система родст­венных отношений существует только в сознании людей и являет­ся сугубо произвольной системой представлений»1.

Понятие родства, таким образом, не всегда рассматривается как продолжение понятия порождения. Однако наше современное обще­ство связывает эти два понятия в большей степени, чем другие.

Родство и порождение в современном обществе. Французское позитивное право в этой области имеет тенденцию отхода от тра­диции, существовавшей в большинстве человеческих обществ, ста­вящей социальный фактор перед биологическим. Действительно, если право, исходящее из Гражданского кодекса 1804 г., множило фикции и презумпции, то закон от 3 января 1972 г. основывает понятие законного родства на биологической основе, иными слова­ми, понятие родства идентифицируется с понятием порождения. В этом заключается парадокс для неискушенного наблюдателя: «при­митивные» общества принципиально прибегают к абстракции и вымыслу, в то время как наше «цивилизованное» общество при­вержено к конкретности данных природы.

В то же время, как мы увидим, эту тенденцию подтверждает наблюдение из другой области: новые способы зачатия дают наде­жду тысячам супружеских пар, в сознании которых порождение является единственным способом обладания потомством, хотя и при содействии третьих лиц, а усыновление многие из них не приемлют. Как объяснить тот факт, что наше общество в этом

1 Heritier F. L'Exercise de la parente. P. 14—15.

260