Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пособие 2 часть, документы.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.7 Mб
Скачать

Коминтерн о мировой революции

Из Программы Коминтерна, принятой VI конгрессом (1928 г.)

… Международная революция пролетариата складывается из разновременных и разнородных процессов: чисто пролетарских революций, революций буржуазно-демократического типа, перерастающих в революции пролетариата; освободительных, национальных войн; колониальных революций. Лишь в конечном счете революционный процесс приводит к мировой диктатуре пролетариата.

Системная история. — Т. 2. — С. 108.

Гарольд исаакс. Трагедия китайской революции

Гарольд Исаакс (Айзекс) провел около 6 лет в Китае, в качестве журналиста и наблюдателя китайской жизни. Автор этой книги подходит к революции, как революционер, и он не видит основания скрывать это.

(Извлечение)

… В 1926 г. Фэн отправился в Москву. Пресса Коминтерна писала тогда, что “Фэн находится на пути в Москву... Он готов пойти на завод как рядовой рабочий, чтобы непосредственно в пролетарской среде получить передовой опыт политической и хозяйственной деятельности Советской Республики. Фэн добровольно идет на встречу с аскетической жизнью, чтобы основательно подготовить себя перед битвой за осуществление идей Сунь Ятсена”.

… Армия Фэна называлась “Народной”, но до 1925 г. он все время уклонялся от практического сотрудничества с левыми силами в стране или хотя бы с Сунь Ятсеном. В Москве же Фэн без промедления провозгласил себя “учеником Ленина”. Взамен этого чудесного обращения войска “ученика” начали снабжаться деньгами и оружием из России.

… Фэн был последним козырем не только Москвы. На него имел свои виды и Ухань. Победа над северными милитаристами будет невозможна без помощи Фэна.

… Не имея больше серьезных военных соперников его армия без единого выстрела захватила г. Кайфэн — центр провинции Хэнань, откуда до Пекина рукой падать. Фэн цинично сообщил Уханю о своей “победе в бою над марионеткой японского империализма Чжан Цзолинем”, и пригласил представителей Уханя на совещание в г. Чжэнчжоу.

… На совещании Фэн был солидарен с уханьской стороной только по одному вопросу: необходимо разогнать массовые организации рабочих, крестьян и коммунистов.

… В Ухане коммунисты попробовали действовать с помощью следующих тактических приемов. Во-первых, они надеялись, что новые уступки Гоминьдану еще могут сохранить единство. Во-вторых, они решили выиграть время, натравив генералов на Чан Кайши. Пока генералы будут возиться с Чаном, коммунисты попытаются выполнить одно из указаний Сталина — “вооружить 20 тыс. коммунистов и беспартийных активистов массового движения и на их базе создать армию нового типа”. Рой взялся за неблагодарную задачу уговорить Ван Тинвэя (Цзинвэя) разрешить КПК заново создавать рабоче-крестьянские полки. Ван отверг это предложение. Рой, смутившись, ограничил свое ходатайство просьбой назначить “революционного генерала” Чжан Факоя главным командующим в предполагаемом походе против Чан Кайши. Тут вмешался сам генерал Чжан, который, как оказалось, вовсе не рвался в этот поход. Коммунисты продолжали надеяться также на генерала Фэн Юйсяна, ему слали телеграммы от имени профсоюзов: ... “Но генерал Фэн в это время уже записался в “Революционную армию” Чан Кайши. Бородин заявил членам ЦК КПК, что уханьские генералы все же станут воевать против Чана: “У меня в конюшне еще много корма, эти дикие лошади еще вернутся ко мне”. Бородин имел в виду обещанные Москвою кредиты Уханю. Фактически речь шла о неприкрытой попытке Бородина подкупить реакционных генералов. Этот способ Бородин считал наиболее эффективным...

… Чен Дусю снова обсудил с Бородиным возможность выхода КПК из Гоминьдана. … 14 июня в заявлении Исполкома Коминтерна по китайским событиям официально провозглашался “конец революционности уханьского правительства”. “Оно (уханьское правительство) стало орудием в руках реакции. Но Бородин сообщил Чену по секрету, что он собирается показать кузькину мать Ван Тинвэю: “Я вместе с крайним левым крылом ЦИК Гоминьдана демонстративно подам в отставку! Думаю, Ван испугается и появится возможность договориться... Уверен, еще не вечер”.

… 14 июня в Ухане было объявлено военное положение. повторился шанхайский сценарий. Начались расстрелы, аресты, профлидеры пропадали без вести, волна белого террора захлестнула “революционный центр”.

… Уханьской Военной Комендатурой были запрещены забастовки. С 14 по 19 июля в Ухане армейские подразделения провели обыски и конфисковали всю профсоюзную документацию и имущество в 25 профсоюзных помещениях.

… 10 августа ЦИК Левого Гоминьдана в ответной телеграмме Чан Кайши на официальное приглашение на совместное совещание в Нанкине восторженно писал: “Все прежние недоразумения между нами теперь исчерпаны. Мы разделяем и восхищаемся Вашей бескомпромиссной борьбой с контрреволюцией”.

Из всех лидеров Левого Гоминьдана всего двое отмежевались от своих коллег. Давний сторонник КПК Дэн Яньда, начальник Политуправления при Военном Совете Левого Гоминьдана, заявил о своем выходе из партии.

… Ушла из Гоминьдана и молодая вдова Сунь Ятсена. Ярая сторонница Русской революции, леди Сунь всегда добросовестно работала на КПК и Коминтерн.

Взлет и падение “Китайской Советской Республики”

Первая крупная “Красная армия” на основе этих групп сформировалась в апреле 1928 г. в горном районе Тинган на Юге страны. Здесь обосновался двухтысячный отряд повстанцев во главе с коммунистом-офицером Национально-революционной армии Жу Дэйем.

Жу Дэй (Чжу Дэ) был представителем революционных республиканцев, присоединившихся к коммунистическому движению под влиянием Русской революции 1917 года. Жу был уроженцем провинции Сычуань, из бедной крестьянской семьи, но сумел получить высшее образование. Он принадлежал к тому поколению революционных республиканцев, которое еще до падения монархии много лет искало выход из того глубокого кризиса, в котором находилось общество. Долгое время Жу, увлекаясь “просветительством”, пытался путем распространения грамотности среди населения добиться социального прогресса. Разбившись о железную стену действительности, Жу поступил в одно из китайских военных училищ. Будучи уже начальником полиции одной из юго-западных провинции, он принимал активное участие в организации и деятельности террористической группы “Железо и кровь”, которая провозглашала своей целью национальное освобождение и социальный прогресс.

Ответом Жу на русский Октябрь было его вступление в ряды КПК, что стоило ему немалых трудов: многие коммунисты в начале не доверяли ему как бывшему крупному полицейскому чину. Жу был человеком дела, и предпочитал не отвлекаться на “бесплодные дискуссии” на возвышенные темы. Именно на плечах и костях таких абсолютно честных, но слабо разбирающихся в марксизме практиков, как Жу Дэй, образовалась Китайская Красная армия.

В горах Жу Дэй объединил остатки боевых групп коммунистов, скрывавшихся в этой местности. Эти группы только что были разбиты в самоубийственных вооруженных авантюрах Компартии. Одной из этих групп руководил некто Мао Цзэдун, который ели-ели унес ноги после руководимого им “победоносного” восстания. Вскоре был официально учрежден Четвертый корпус “Красной армии”. Командиром его стал Жу Дэй, политическим комиссаром — Мао Цзэдун. По более поздним данным КПК, в этом корпусе состояло 10 тыс. бойцов при двух тыс. винтовок.

Китайская “Красная армия” не была естественным результатом кульминационного периода нарастающего массового движения. Наоборот, она долго оставалась в изоляции от крестьянских масс. “Советы”, искусственно созданные ею, обычно распадались сразу после ее ухода…

… В первые два года (1927—1928) своего существования, “Красная армия” еще не нашла свою социальную базу среди крестьянства. Она состояла в основном из разорившихся крестьян, сельских безработных, дезертиров гоминьдановской армии и даже разбойников. Под командованием коммунистов эта армия люмпенов металась по горам и лесам, не умея создать себе ни одной постоянной базы.

… Ругань руганью, но коммунисты и сами прекрасно знали о многих “подвигах” своих бойцов. Уже на Шестом Съезде КПК 1928 г. партия была озабочена “люмпен-пролетарской психологией”, выражавшейся в “экспроприациях” с целью личного обогащения, практиковавшихся некоторыми красными отрядами. В одном партийном документе автор, раскритиковав вырождение отдельных красных партизан, назвал их “отъявленными головорезами, украшающими себя красными бантиками”.

… Новое руководство во главе с Ван Мином взяло курс на умеренный консерватизм. С конца 1927 года вся политика парии была, по сути, попыткой бюрократическими и авантюристическими методами совершить социалистическую революцию. Так как внутренняя классовая логика Китайской революции 1925—1927 гг. так и не была освоена китайской компартией, впрочем, как и марксистский метод в целом, то происходило сплошное неуклюжее подражание внешней стороне Русской революции 1917 г. С приходом Ван Мина компартия заняла позицию “глухой обороны”. Стали беречь имеющуюся силу, при этом избегали обсуждения политических перспектив.

… В свои лучшие времена (1932—1934 гг.) “Республика” включала в себя шесть отделенных друг от друга освобожденных районов. Все они находились в глухих сельских местностях Юго-Центрального Китая. О размерах “Республики” пресса Коминтерна в разное время давала противоречивые сведения. Сообщалось о 50, 75, 80 и, наконец, перед падением Республики — 90 миллионах жителей и полутора миллионах квадратных километров ее территории.

Красная армия, как говорили в народе, была похожа на “коня с крыльями”. Имелось ввиду, что ее действия отличались предельной мобильностью и непостоянством. В лучшие времена армия Жу Дэя охватывала до 67 районов из 81-го только в одной провинции Цзянси. Но из них всего лишь в 17 районах сумели образовать стабильные освобожденные территории. Их население составляло около трех миллионов человек. Во всех остальных районах ситуация была намного менее стабильной, и они смахивали скорее на партизанские, а не освобожденные территории.

… Проведение аграрной реформы в советских районах действовало на гоминьдановских солдат сильнее пушек: армия Чана состояла из одних крестьян, и каждый ее поход на “краснобандистские районы” сопровождался массовыми предательствами гоминьдановских солдат в пользу “бандитов” — всем хотелось иметь свою землю.

… Отдаленность, горное положение и отсутствие современных коммуникаций — эти основные географические черты “Советской Республики” прекрасно защищали повстанцев от внешних врагов в военном смысле. Но как только переходим от военной в политически-экономическую плоскость, эти характеристики сразу превращаются в непреодолимые препятствия для развития революции. “Советская Республика” находилась далеко даже от главных магистралей в сельской местности. В нее никогда не входило ни одного не только сколько-нибудь значимого города, но даже важного районного центра.

… Кулаки, пользуясь моментом, взяли под контроль результаты аграрной реформы. Именно они получили львиную долю земли сельской аристократии, именно они, лучше организованные по клановому принципу, стали возглавлять многие местные Советы. Так как деревенская жизнь была полностью подчинена воле торгового капитала и внешнего рынка (за пределами освобожденных зон), сельская буржуазия (т.е. кулаки и коммерсанты) естественно оставалась правящим классом. Коммунистическая партия и ее Красная армия в этом случае сыграли роль социальной буферной зоны, причем временной. Жизнь снова подтвердила ту истину, что винтовка сама по себе не рождает власть рабочих и крестьян.

… На Первом Всекитайском Съезде Советов, тайно созванном в мае 1930 г. в Шанхае, было принято решение открыто сотрудничать с кулачеством на территории “Советской Республики”.

…В конце 1931 г. был издан “Трудовой Кодекс Советской Республики Китая”... Как эти меры реализовались? — “Кодекс предназначается для рабочих, занятых на крупном производстве в больших городах, в экономически отсталых советских районах нельзя применять его догматически”, — стыдливо признало Советское Правительство в одном из своих постановлений… Одним из доводов против введения восьмичасового рабочего дня было … — отсутствие часов! Время попросту нечем было считать.

Гарольд Исаакс. Трагедия Китайской революции. Перевод на русский Б. Ли. [Электронный ресурс] / Гарольд Исаакс.— Режим доступа: http://www.revkom.com/index.htm?/biblioteka/levie/issaks/issaks-trotski.htm.