Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Современные проблемы биологической эволюции 2007.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
08.09.2013
Размер:
2.43 Mб
Скачать

Криптаффинные таксоны являются маркерами сальтационных участков филогенетических схем

Чупов В. С.

Ботанический институт им. В. Л. Комарова РАН, Санкт-Петербург 197376, Россия

e-mail: nika-egida@mail.ru

За широко обсуждаемым и плодотворно решаемым в современной биологической литературе вопросом о градуальном или сальтационном характере течения эволюционного процесса, стоит гораздо более фундаментальная и более болезненная для теории эволюции тема: сводима ли макроэволюция к сумме микроэволюционных перестроек, или макро- и микроэволюция два разных процесса, возможно не связанных друг с другом. Как следствие, возникает второй вопрос: в какой степени каждый из этих процессов ответственен за прогресс биологических систем.

Необходимо напомнить, что на то, что оба типа процессов могут существовать и протекать независимо друг от друга указывали R.Goldshmidt, А. А Любищев и ряд других исследователей.

Приблизиться к решению данной проблемы дает возможность изучение криптаффинных (скрытородственных) таксонов. Явление криптаффинности было описано нами сначала при сравнительно-серологическом исследовании белков семян таксонов, относимых ранее к широко понимаемому сем. LiliaceaesensuEngler. Затем наличие его подтвердилось при рассмотрении различных секвенированных участков ядерной и пластидной ДНК. Состоит оно в том, что при филогенетическом исследовании скрытородственные таксоны оказываются морфологически сходными с таксонами предковой группы, а по макромолекулярным данным оказываются входящими в группу потомков (Чупов 2001, 2002).

Как правило, эти таксоны не одиночны. На филогенетической схеме они представляют собой цепочку морфологически не сходных ни с группой предков, ни с группой потомков, ни друг с другом моно- или олиготипных таксонов, соединяющих крупные совокупности слабо дивергировавших родов, близость которых между собой не вызывает сомнения. Например, сем. Asphodelaceaeсвязывается с сем.Agavaceaeчерез родыHosta, СhlorogalumиCamassia. Сем.Melanthiaceaeможет быть связано с сем.Liliaceaeчерез группу родов, объединенных нами в сем.Medeolaceae(Streptopus,Scoliopus, Clintonia, Medeola) (Чупов, 1994). Чтобы оценить масштабы несоответствия между молекулярными и морфологическими данными именно криптаффинных таксонов (данные морфологии и молекулярных исследований некриптаффинных таксонов в исследованных нами группах согласуются достаточно хорошо), отметим, что по молекулярным данным родыCamassiaиHosta могут рассматриваться как таксоны сем.Agavaceae, в то время, как морфологически это явно различные семейства, никем из современных систематиков - морфологов не смешиваемых. В случае семействMedeolaceaeLiliaceae это отличие еще больше. Эти таксоны относятся к разным порядкам. Аналогичные отношения существуют между родомConvallariaи сем.Ruscaceae,SimethisиPhormiaceae,ZigadenusиTrilliaceae.

Подобная модель распределения делает необходимой выделение двух типов филогенетических таксонов. Мы предлагаем назвать их PLATO(от лат. плоский, широкий) – слабо дивергировавшие политипные группы), и связывающие ихVIA(от лат. путь) – олиготипные, морфологически значительно дивергировавшие, но на макромолекулярном уровне близкородственные между собой и сPLATOпотомков таксоны.

Как было показано позднее, таксоны, относящиеся к филогенетическому классу VIAхарактеризуются повышенным содержанием потенциально метилируемыхCpGиCpNpGди- и тринуклеотидов в ДНК рибосомного кластера, что, по видимости, связано с изменением характера деятельности репликационно-репарационной системы клетки, включением в работу репликаз, «работающих с ошибками» (Chupov&Machs2006).

Таким образом, макроэволюция рисуется нам как автономный, не связанный с микроэволюционными событиями процесс сальтационного характера, определяемый изменением особенностей работы системы репликации-репарации ядра клетки. Вероятно, к макроэволюционным преобразованиям способны лишь незначительное число таксонов, относящихся к эволюционно активным филогенетическим ветвям. Само явление криптаффинности подтверждает идею двуэтапности сальтационных преобразований, разрабатываемую как на морфологической, так и на молекулярной основе (Симпсон 1948; Иорданский 2004; Тиходеев 2005). По нашим представлениям на первом этапе происходят макромолекулярные преобразования на уровне первичной строения ДНК, не приводящие к значительным морфологическим изменениям таксонов. И только в дальнейшем, вероятно, за счет последующей рекомбинации генетических элементов, происходят значительные морфологические преобразования.

Наличие криптаффинных таксонов и сальтационных участков филемы говорит о невозможности построения системы, изоморфной филогенетической схеме без введения новых понятий и представлений в теорию систематики и эволюции.

Работа выполнена при поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований, проект 06-0448399 и «Динамика генофондов».

Секция

Микроэволюция и видообразование

устные сообщения

Формообразование у арктических гольцов Salvelinus alpinus complex (Salmoniformes, Salmonidae) Забайкалья

1Алексеев С.С.,2Байно Р.,3Гордеева Н.Г.,4Матвеев А.Н.,2Рейст Дж.,4Самусенок В.П.,1Смирина Э.М.,1Соколов А.А.

1Институт биологии развития РАН, Москва 119991, Россия

2Институт пресноводных исследований, Виннипег, Канада

3Институт общей генетики РАН, Москва 119991, Россия

4Иркутский государственный университет, Иркутск 664011, Россия

e-mail:alekseyev@mail.ru

В труднодоступных горных районах северного Забайкалья имеется малоизученный участок ареала арктического гольца, изолированный от основной части его циркумполярной области распространения. Нами обследовано 25 населенных гольцом высокогорных озер, относящихся к бассейнам Байкала и Лены, из которых большинство обнаружено в ходе настоящего исследования. Популяции этих озер возникли в ледниковый период, не имеют связи друг с другом и эволюционируют независимо. Анализ последовательностей мтДНК указывает на общее происхождение гольцов двух бассейнов, на проникновение их из верховий бассейна Лены в бассейн Байкала и на сегрегацию гольцов внутри бассейна Лены между ее притоками (Олекма, Витим, Чая), а также позволяет выявлять случаи проникновения гольцов из одного речного бассейна в другой через водоразделы за счет перехвата верховий рек. Показана высокая межпопуляционная изменчивость гольцов по морфологическим признакам, сравнимая с таковой S. alpinuscomplex на всем остальном ареале, что позволяет рассматривать Забайкалье как район активного формообразования гольцов и один из основных центров их разнообразия. В каждом из озер голец обычно представлен 2-3 симпатрическими формами (карликовой, мелкой, крупной), различающимися по экологии и темпу роста. Морфологическими и молекулярно-генетическими методами тестированы альтернативные гипотезы происхождения внутриозерных форм и показано, что их совместное обитание – результат симпатрического формообразования в каждом из озер, а не множественных инвазий. Анализ ростовых слоев на срезах плавниковых лучей указывает на эпигенетическую природу симпатрических форм в некоторых озерах: гольцы карликовой или мелкой форм могут в течение жизни превращаться в гольцов мелкой или крупной форм в результате ускорения роста в позднем онтогенезе. В других озерах симпатрические формы обосабливаются, достигают репродуктивной изоляции и приобретают четкие морфологические различия. Таким образом, сравнивая современные ситуации в разных озерах, можно выстроить ряд, соответствующий последовательным стадиям симпатрической дивергенции форм гольцов до уровня биологических видов.