Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Современные проблемы биологической эволюции 2007.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
08.09.2013
Размер:
2.43 Mб
Скачать

О судьбе филетической линии Mammuthus в бассейне верхней Десны

Чубур А.А.

Брянский государственный университет, Брянск 241036, Россия

e-mail: fennecfox@mail.ru; archeo032@mail.ru

Как известно, эволюция рода Mammuthus наиболее четко и детально отслеживается по морфологии зубной системы. Она отражает с одной стороны необратимое укорочение длины эмалевого кармана и, с другой, адаптацию толщины эмали к трансформациям окружающей среды плейстоцена (толстая давящая эмаль – мягкие корма и относительно теплый и влажный климат, тонкая режущая – жесткие корма и суровый климат).

Изучена морфология зубов хоботных мамонтовой линии бассейна верхней Десны – 108 зубов (случайные находки, фауна палеолита в Хотылёво 1 и 2, Елисеевичей, Тимоновки, Супонево), включая 36 последней смены. Для интерпретации использована методика адаптивных пиков, разработанная И.В. Фороновой и А.Н. Зудиным (Foronova&Zudin1995, 1999). Наиболее информативны последние моляры.

Древнейшая в деснинском бассейне форма рода Mammuthusпредставлена зубом из карьера ОАО «Штерн-Цемент» на р. Болва у г. Фокино. Его параметры соответствуют ранней относительно тонкоэмалевой формеMammuthus trogontherii (средняя длина пластиныPL-17.4; толщина эмали Е-2.26 мм). По аналогии с трогонтериевыми слонами Кагальницкого карьера г.Азов, имеющими близкие характеристики М3 (Байгушева, Гарутт, 1987; Байгушева, 1999), он датирован ранним – началом среднего плейстоцена (доднепровское время). Прогрессивному подвиду Mammuthus trogontherii chosaricus(PL-16.0-16.5;E-2.2-2.3) принадлежат 2 зуба из того же карьера в Фокино. Они отнесены нами к интеррисскому потеплению, хотя нельзя исключать существования этого подвида вплоть до рубежа верхнего плейстоцена. Наконец, к адаптивному пику, толстоэмалевой переходной форме Mammuthus intrermedius (по нашим данным – микулинское межледниковье, по Фороновой и Зудину – интеррисс), принадлежат 4 зуба из Унечи, Фокино и палеолитического местонахождения Хотылево 1 (PL-13.3-15.5, Е-2.0-2.25).

Ранняя форма мамонта (PL-12.2-14.3) представлена несколькими адаптациями. К самой ранней толстоэмалевой отнесены зуб из покровных суглинков с.Любохна (Е-2.0) и два зуба из Хотылёво 1 (Е-2.15-2.3). Датироваться они могут также Микулинским временем, либо интерстадиалами ВалдаяI(Аммерсфорт или Брёруп). К адаптивному пику близкому к усредненным Э.А. Вангенгейм параметрам раннегоMammuthus primigenius отнесены 2 зуба (Брянск, Лопушь). Эмаль их также давящая (Е-1.65-1.86), и потому при датировке ВалдаемI, отнести их к пикам стадиальных фаз невозможно.

Поздняя форма мамонта (PL-8-12) представлена также преимущественно толстоэмалевым фенотипом. Средневалдайская адаптацияMammuthus primigenius cf. jatzkovi(PL-10.5-11.5; Е-1.6-2.1) – многочисленные остатки из культурного слоя Хотылёво 2 – продолжала существовать и в ранних фазах ВалдаяII(период обитания Хотылево 2 – 22-24 тыс.л.н. по 14С). К этому же адаптивному пику относятся еще 2 зуба из Хотылево 1. Имеется и второй адаптивный пик, включающий зубы из Хотылево 2 (PL-9.5-10.5; Е-1.6-2.1). Тонкоэмалевая адаптация поздней формыMammuthus primigeniusотмечена зубами из Тимоновки, Супонево, Юдиново и Елисеевичей (PL-10.5-11.5; Е-1.3-1.7), ее формирование датируется максимальной фазой поздневалдайского похолодания, а продолжение существования – ранними фазами постмаксимума.

Три отдаленных друг от друга адаптивных пика, определившихся для зубов мамонта из раннепалеолитического местонахождения Хотылёво 1 подтверждают неоднократно звучавший тезис о метахронности памятника (от домустьерского периода до развитого мустье).

Полиморфизм зубов из Хотылёво 2, где мы имеем два уже соседних адаптивных пика, может иметь совсем иное объяснение. Объектами охоты и собирательства на этой круглогодичной стоянке могли служить мамонты двух, сменявшихся в регионе сезонно, различных, параллельно существовавших популяций – менее прогрессивной местной, верхнедеснинской и более прогрессивной южной. Обратим внимание на то, что PLмамонтов Тимоновки, Елисеевичей и «архаичного» пика Хотылёво 2 не отличается (10.5-12.5), адаптации определяются только изменением строения эмали. При этом более прогрессивный тонкоэмалевыйMammuthus primigenius primigenius, (PL-9.5-10.5;E-1.1-1.5) характерный для пика похолодания и начала постмаксимума, на верхней Десне практически отсутствует, но имеется южнее на Сейме (Чубур, 2005), но его более ранний толстоэмалевый «двойник» формирует второй адаптивный пик для мамонтов Хотылёво 2. Таким образом, для позднего Валдая мы фиксируем в верхнем Подесенье не только эволюционную, но и популяционную изменчивость.

В целом, в верхнем Подесенье почти не представлены зубы тонкоэмалевых адаптаций. По всей вероятности эта территория заселялась хоботными преимущественно в периоды межледниковий и интерстадиалов, во время похолоданий численность мамонтов в регионе заметно снижалась. Исключением в некоторой степени оказался лишь поздневалдайский стадиал, причем постоянное присутствие мамонта в регионе во время максимальной фазы похолодания маловероятно. Причины этого явления, скорее всего, лежат в непостоянной обеспеченности кормовой базы гигантских фитофагов.