Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Современные проблемы биологической эволюции 2007.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
08.09.2013
Размер:
2.43 Mб
Скачать

Дериваты образа жизни предковых популяций в современных особенностях экологии и поведения некоторых видов птиц

1Баник м.В.,2Брезгунова о.А.

1Украинский нии лесного хозяйства и агролесомелиорации, Харьков 61024, Украина

2Нии биологии, Харьковский национальный университет, Харьков 61077, Украина

e-mail: mbanik@operamail.com; o_bresgunova@mail.ru

Известно, что многие виды птиц способны очень быстро расселяться на значительные расстояния и колонизировать обширные пространства. В качестве примеров достаточно указать на экспансию ареала кольчатой горлицы (Streptopelia decaocto), сирийского дятла (Dendrocopos syriacus), горихвостки-чернушки (Phoenicurus ochruros), черноголового чекана (Saxicola torquata) на территории Восточной Европы за последнее столетие. Такое расселение порой происходит за период времени, соизмеримый с продолжительностью жизни всего нескольких десятков поколений. Трудно ожидать, что за такой короткий срок возможна быстрая эволюция многих поведенческих признаков. И действительно, ряд наблюдаемых в настоящее время особенностей экологии и поведения отдельных видов, на наш взгляд, хорошо объясним как дериват таковых у предковых форм, в недалеком прошлом населявших совсем иные ландшафты и климатические зоны. Поэтому ошибочным представляется распространенное мнение о том, что любая наблюдаемая особенность экологии и поведения вида является отражением недавних адаптационных процессов, приспособления к тем условиям среды, в которых вид существует в настоящее время. Напротив, некоторые признаки оказываются весьма консервативными. Руководствуясь высказанными выше положениями и принимая во внимание вероятную эволюционную историю вида, можно объяснить многие не вполне понятные явления.

Примером могут служить результаты наших долговременных исследований лугового (Saxicola rubetra) и черноголового (S. torquata) чеканов, а также обыкновенной сороки (Pica pica) с применением индивидуального цветного мечения в Харьковской области (Украина). Целый ряд экологических и поведенческих признаков черноголового чекана, на наш взгляд, можно объяснить в связи с вероятным происхождением мигрирующих северных и восточных популяций вида от оседлых средиземноморских популяций. К таким признакам, оставшимся относительно неизменными со времени былого оседлого образа жизни, мы относим, прежде всего, размер территории. В Харьковской области гнездовые участки черноголового чекана достоверно больше, чем территории близкого вида, лугового чекана – в среднем 3.23 и 0.72 га, соответственно (n1=11;n2=36; тест Манна-Уитни:U=31,p< 0.01). Значимость крупных территорий для обеспечения оседлых птиц кормовыми ресурсами в зимнее время хорошо известна. Данные других исследователей (Johnson1971) показывают, что у оседлых черноголовых чеканов площадь участков обитания максимальна (и превышает 3 га) в осенний и зимний периоды. Поэтому мы полагаем, что мигрирующие популяции черноголового чекана сохраняют повышенные требования к величине территории в качестве рудимента былой оседлости.

К другим характерным признакам черноголового чекана, отличающим его от лугового, и предположительно оставшимся со времени оседлого образа жизни, можно отнести тенденцию к сохранению пары в течение длительного периода времени, в том числе, образование пар на зимовке и пролете (Gwinneretal. 1994; наши данные), длительную задержку взрослых птиц на гнездовых территориях уже после периода размножения до глубокой осени (в Харьковской области – до начала третьей декады октября), длительность сохранения семейных групп (в среднем, на 10-12 суток дольше, чем у лугового чекана) и продолжительность задержки молодых птиц в районе рождения.

Для сороки признаком предковых форм, существовавших в условиях более мягкого климата, мы считаем длительность сохранения внутрисемейных связей. По нашим данным многие молодые сороки не только остаются на гнездовом участке родителей на срок до 11 месяцев, но и могут в этом возрасте принимать участие в совместной защите родительской территории и формировании так называемых «живых изгородей».

Такое же явление отсроченной дисперсии характерно и для некоторых других видов врановых птиц, например, для представителя таежной фауны, кукши (Perisoreus infaustus). У этого вида молодые птицы могут оставаться на территориях своих родителей, отказываясь от собственного размножения, на срок до трех лет (Eggers2002). Отсроченная дисперсия при определенных условиях может способствовать проявлению кооперативного размножения, то есть реализации стратегии помощничества, что наблюдали у американской (P. canadensis) (Wait&Strickland1977) и, предположительно, азиатской кукш (P. internigrans) (Iuetal. 2006), хотя у кукши в Европе такое поведение отмечено не было (Griesser2003). Помощничество, наблюдаемое иногда у некоторых видов палеарктических птиц, например, у золотистой щурки (Merops apiaster) (Приклонский 2005), длиннохвостой синицы (Aegithalos caudatus) (Hatchwell2006), также, несомненно, является остаточным проявлением признака, характерного для предковых форм из субтропических и тропических областей.

Мы предполагаем, что признаки «образа жизни» у птиц могут быть разделены на три категории в зависимости от скорости их возможного эволюционного преобразования. В группу консервативных признаков попадают размер территории, тип гнездовой постройки. К группе относительно консервативных признаков может быть отнесено количество кладок в году, длительность сохранения внутрисемейных связей, тип системы размножения. В группу лабильных признаков мы выделяем дальность и преобладающее направление дисперсии, оседлость/перелетность, направление и дальность перемещения на зимовку, формирование «образа гнездового биотопа». Для некоторых из этих признаков получены убедительные свидетельства быстрого изменения за короткие периоды времени (десятки лет; Berthold1996). При сравнении эволюции оседлости/перелетности хотелось бы обратить внимание на значимость продолжительности жизни как ключевого фактора (модератора), благодаря изменениям которого по необходимости изменяется и целый ряд других признаков. Уменьшение продолжительности жизни при переходе от оседлого образа жизни к перелетному может повлечь за собой ряд побочных явлений, например, увеличение численности как результат компенсаторной внутрипопуляционной регуляции, возникновение механизма, позволяющего распознавать слишком быстро сменяющихся соседей по гнездовой территории (усложнение песни, обогащение ее имитационными элементами) и т.п.