Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Актуальные проблемы современной социальной психологии / литература / янчук_введение в социальную психологию 2005 сокр.pdf
Скачиваний:
225
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
10.3 Mб
Скачать

 

 

Личность как субъект социальной активности

294

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Пассивно и предсознательно переживае-

 

 

 

9.

Активно переживаемая и осозна-

 

 

 

мая: мы охватываемся нашими эмоциями

 

 

 

 

ваемая: мы контролируем наши

 

 

 

 

 

 

 

 

мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Самоочевидно валидна: чувствую - пред-

 

 

 

10.

Требует уяснения через логику и

 

 

 

ставляю

 

 

 

 

очевидность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводится по: Epstein, S., 1990, p. 168.

Рассмотренные выше теоретические подходы к содержательной проблематике самостипредставляютскореепозициюпсихологииличности, хотя, конечно, насовременном уровне психологических представлений эта дифференциация весьма условна. Социальнопсихологическое рассмотрение личности все же теснее ассоциируется с категорией межличностнойсамости.

Принципы формирования Я-концепции личности.

На сегодняшний день в рамках различных психологических традиций и школ накоплен огромный фактический материал, со всей очевидностью демонстрирующий зависимость самости и Я-концепции от социального окружения. Причем эти доказательства получены в области психологии развития (Stern, Trevarthen), зоопсихологии (Gallup), теории объектныхотношений(Machler, Kernberg, Fairbairn) идр.

Формирование Я-концепции является весьма сложным процессом, рассматриваемым с позиций различных теоретических подходов, выдвигающих в качестве базовых те или иные принципы. Все они как бы дополняют друг друга, высвечивая те или иные аспектыпредставленийчеловекаосамомсебе.

Зеркальное отражение. Откуда же появляются эти представления у человека? Стандартный ответ на этот вопрос предлагает символический интеракционизм – из реакций на себя со стороны других, точнее – из социально значимого окружения. Cooley описывал понятие зеркальной самости как следствие воображений или предположений одними людьмирешений другихлюдей вотношенииих самости. Этаже идея была скрупулезно проработана и Мидом, рассматривающим процесс формирования представлений о самомсебекакинтернализациюмненийиоценокзначимыхдругих.

Появившись на белый свет, человек постепенно усваивает эти оценки и формирует на их основе свою собственную систему критериев и представлений. В многочисленных исследования показана зависимость Я-концепции от отношений с первичными воспитателями, ровесниками и иными значимыми другими. Особенно это влияние возрастает в от- ношениитехкомпонентовЯ-концепции, длякоторыхнетдостаточныхоснованийдлясобственных выводов и заключений. Не трудно представить, что если вам коллективно внушаетсямнениеобездарности, это может, какминимум, привести вас квопросу обоснованиях для подобного рода оценок. Чувствительность к ним вкупе с повышенной самоабсорбцией может привести к высокой изменчивости, которую М. Розенберг (Rosenberg, 1986) назвал«барометрическойЯ-концепцией», флуктуирующейотситуациикситуациив зависимостиотреальныхиливоображаемыхоценокдругихлюдей.

Эта зависимость от других, от рефлексивного одобрения (неодобрения) во многом определяетпроблемноеполечеловека. Вчастности, каксвидетельствуютпроведенныепод

Принципы формирования Я-концепции

295

моим руководством исследования феномена стигматизации, ситуация человека в роли «козла отпущения» во многом определяется его повышенной чувствительностью к негативнымоценкамдругих. Сталкиваясьсними, онлибосмиряетсясними, либоозлобляется, неадекватно реагируя на происходящее. Формирование этой предустановленности к недоброжелательному отношению отрицательно проявляется и при смене социального окружения. Попадая в новую среду, человек со страхом ожидает той же враждебности, что приводит к неадекватной интерпретации нейтральных реакций со стороны людей, к формированиюпредубежденногоотношениякним. Ещенесколькотакихподтвержденийсобственной стигматизации может вызвать полную беспомощность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Короче, рефлексивное одобрение может привести к росту самоактуализации личности, неодобрение – к краху ее; именно оно лежит в основе социальной адаптации лиц с отклонениями. В частности, в технологии, применяемой анонимными алкоголиками, упорделаетсянаприменениерефлексивногоодобрениясостороны«друзей по несчастью» на заседаниях групп. Сталкиваясь в обычной среде с косвенными подтверждениями своей собственной ущербности (предложение выпить, ирония, скепсис и т.п.), бывший алкоголик нуждается в поддержке, которую и получает со стороны таких же, как он. Во-первых, этокругобщения, несвязанныйснеобходимостьювалкоголе«дляраскрепощения». Во-вторых, никто иной, как бывшие алкоголики, не может так оценить и эмпатироваться к ситуации реабилитируемого, так как хорошо понимают, к каким последствиямможетпривестивозвраткпьянству.

Понятно, что возможности социального одобрения не безграничны, но по отношению к определенным проблемам они обладают высоким позитивным потенциалом. В исследованиях Розенберга (1973) показано, что дети от 3 до 12 лет уже обладают потенциалом избирательности в отношении мнений значимых других. В частности, используя механизмдискредитации, Розенбергприходитквыводу, чтомысклоннырассматриватьсебя подобно тому, как нам кажется, думают другие, являющиеся значимыми для нас, и чьему мнению мы доверяем (там же, с. 857). Эти другие представляют своеобразную внутреннюю референтную группу для нас, которая может быть реальной, а может и гипотетической. Мидпоэтомуповодуговорил, чтомырассматриваемсебянетак, какнасрассматриваютдругие, аскореекакгенерализованныедругие(1934). Всветесовременныхпредставлений мнение значимых других выступает в качестве, во-первых, “повестки дня”, как бы формирующей круг вопросов, на который обращает внимание человек при оценке самого себя, во-вторых, интерпретационного фрейма, задающего характер и направленность интерпретациинаблюдаемогоианализируемого.

Социальное сравнение. По мере формирования критериев самооценки, человек начинает все больше сравнивать себя с другими. Этот процесс стал объектом серьезного психологического анализа в работах Джемса, затем Фестингера, разрабатывавших теорию социальногосравнения. Определениесамоуважениякакрезультатаделенияуспеханауровеньпритязаний показывает, что чем он выше, тем сложнее его удовлетворить. Фестингер (1954) показал, что, сравниваясебясдругими, индивидполучаетвозможностьоценкисобственных способностей, привлекательности, качеств личности и корректности поведения иливзглядов. Автор выделяет двефункции сравнения человека себя сдругими: нормативную и сравнительную. В первой он научается нормам, ценностям и аттитюдам, которые могут быть интернализованы и стать регулятором поведения; во второй – получает ин-

Личность как субъект социальной активности

296

формацию о своих способностях, характеристиках и атрибутах. Фестингер считал первичнойфункциейсоциальногосравненияточнуюоценкуспособностейиаттитюдов.

Опираясь на принцип социального сравнения, можно сделать следующее определение – человек, формируя представления о самом себе, сравнивает, во-первых, свое настоящее с прошлым, а притязания с достижениями; во-вторых, сравнивает себя с другими не в абстрактной, а в конкретной системе координат. Лучший ученик в никудышной школе по самоощущению будет отличником, точно так же, как худший ученик элитного лицея, прошедший сложную процедуру отбора, по самоощущению будет середнячком. Понятно, что человек живет не в замкнутой системе. Пользуясь средствами массовой коммуникации, вроде бы предлагающей ему массу оценочных эталонов и идеалов, в реальной жизнионвсеравновыходитвконкретнуюаудиториюисоотноситсебянепосредственнос ней, получая от этого удовлетворение или разочарование. Обладая высокой степенью свободы и активности, он может сам стать эталоном, используя все наличные ресурсы кумиризации идискредитации. В ситуацииконкуренции всегда есть возможностьлибо дискредитации, либо устранения конкурента, либо абсолютизации собственных достоинств заведомовыигрышнойсистемекоординат.

Отмеченная Фестингером склонность людей сравнивать себя с другими, приводит порой к феномену своеобразного подыгрывания себе в верификации собственных выводов. К кому обращается человек, принимая решение по какому-либо значимому вопросу? К близким. Забывая при этом, что близкие или придерживаются сходных с ним взглядов, или не хотят обидеть его вынесением отличных, от косвенно навязываемых, оценок спрашивающего. В то же время существует огромное количество людей, придерживающихся отличных, поройдиаметральнопротивоположных, мненийиоценок.

РольпринципасоциальногосравнениявформированииЯ-концепциибылапоказана во многих исследованиях. Вууд (Wood, 1989) обозначает три функции социального сравнения: самооценку, саморазвитие и самовозвышение. В случае самооценки индивид сравниваетсебясдругимидлядиагностированияидифференциацииинформацииосвоихспособностях. Получение такой информации создает основания для саморазвития, последнее всвоюочередьсоздаетпредпосылкидлясамовозвышения.

Сравнение является необходимым условием саморазвития и самоизменения. По этой причине, прогнозируя коррекционную работу по развитию тех или иных свойств и качеств личности, надо включать создание среды сравнения, на которой человек может фиксировать позитивную динамику. Еслитакой среды нет, сложно убедить человека впозитивныхпоследствияхосуществляемыхимдействий.

Самопрезентация и самоверификация. Формирование Я-концепции включает процессы самопрезентации исамоверификации. Формируянекоторый образ собственного Я, человек делает выверку адекватности представлений о самом себе, – моделирует свой образ в воображении, затем – в презентации; здесь антиципирует возможные реакции на данное предъявление его со стороны других в качестве основного критерия адекватностинеадекватности; затем сравнивает антиципируемую реакцию с реальной и, в случае субъективной констатации совпадения, укрепляется в осознании адекватности, в случае несовпадения – предпринимает шаги по корректировке собственные представления о самом себе.

Принципы формирования Я-концепции

297

Наиболее полно процесс самопрезентации представлен в работах Свана (Swann, 1987) врамкахтеориисамоверификации.

Самоатрибуция. По мере накопления человеком некоторой суммы представлений осебеиобокружающеммиреЯ-концепциястабилизируется, ичеловеквбольшейстепени начинает полагаться либо на собственное мнение, либо на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированныевопыте. Этотаспект, связанныйсэмпирическойконстатациейполагания на свои, пусть даже неадекватные, оценочные суждения, стал предметом теории самовосприятия Д. Бема (Bem, 1972). Бем отмечает, что в определенных случаях люди приходят к постижению своих внутренних состояний из наблюдений за своим открытым поведениеми/ илиизобстоятельств, вкоторыхэтоповедениереализовывалось(тамже, с. 5). Вкачествепримераонприводитситуации, когдаулюдейнетнеобходимыхоснованийдля объяснения тех или иных состояний, и, испытывая их, например, подавленность, они объясняютэтотем, чтоонипытаются найтиэтому внешниепричины.

Это же имеет место и по отношению к ситуационным факторам. Оказываясь в тех илииныхобстоятельствахииспытываясоответствующеесостояние, человекприписывает его их влиянию, хотя все дело в самой ситуацией. В частности, многим из нас известны примеры тенденциозных придирок к окружающим в состоянии раздражения. Причем человек искренне верит в то, что именно они являются первопричиной. Bem отмечает, что в зависимости от степени неопределенности, размытости и трудно интерпретируемости внутреннихимпульсовчеловекфункциональноможетоказатьсявтомжесостоянии, чтои наблюдатель, полагающийся на внешние сигналы, делая выводы о внутреннем состоянии наблюдаемого.

Всоответствииспринципомсамоатрибуции, впроцессеформированияпредставленийосамом себе ипричинностисовершаемых действий, человекполагаетсянаинформациюизтрехследующихисточников: анализавнутреннихимпульсов; наблюдениязасвоим открытым поведением; анализа обстоятельств, в которых это поведение реализуется. Чем противоречивее и неопределеннее внутренние импульсы, тем в большей степени он полагается на свои поступки и обстоятельства, в которых они реализовывались. Причем этот принцип имеет место и на уровне общественного самосознания. Так, в 1960-70-е годы большинство жителей СССР легко «справлялись» с «происками» западной пропаганды в отношении недостатков социалистического строя, находя в качестве контраргументов многочисленные примеры «язв капитализма», подсовываемые отечественными средствами массовой информации. Когда же эта уверенность рухнула к концу 1980-х годов, они стали повышенно доверчивы к суждениям любого западного, да и отечественного шарлатана.

Иерархизация. По мере накопления представлений об особенностях формирования и проявления Я-концепции на первый план начали выходить исследования, связанные с выявлением ее структурной организации. М. Розенбергом (Rosenberg, 1986) предложил иерархическую структуру, в которой реализуется принцип соподчинения: вышестоящие элементы определяют нижестоящие и в конечном итоге – само- и мироотношение личности.

К ядру Я-концепции относятся те элементы, свойства, качества, социальные роли и т.п., которые оцениваются как субъективно значимые. Это своеобразные струны души человека, к которым он особенно чувствителен. В качестве таковых могут выступать внеш-