Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Актуальные проблемы современной социальной психологии / литература / янчук_введение в социальную психологию 2005 сокр.pdf
Скачиваний:
225
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
10.3 Mб
Скачать

В.А. Янчук

Социальная идентичность как существующая концепция самости

Традиционно социальная идентичность рассматривается как элемент Я-концепции, порождаемый членством в социальной группе и обособляемый от личностной идентичности, связываемой с индивидуальными особенностями и взаимоотношениями с другими людьми [Turner, 1982]. Осознавая условность такого рода дифференциации, следует отметить, что определение собственной идентичности (как социальной, так и личностной) имеет крайне важное значение для человека: она помогает ему строить отношения с самим собой и с другими людьми, определиться в качествах, идентифицируемых с собственной персоналией и со своим окружением. Без такого рода идентификации человеческое Я предстает в виде ничего не значащей абстракции: лишь описав себя, т.е. идентифицировав набор своих качеств, свойств и особенностей, я начинаюосознаватьсебядлясамогосебяисебявмирелюдей.

Любое относительно полное описание существующей концепции самости должно содержатьследующиечетыреобласти.

Первое – части (содержание самости); второе – взаимоотношения между частями (структурасамости); третье– путиописаниявсехчастейкакцелого(измерениясамости); четвертое– границыобъекта(эго-протяженность).

Части или компоненты, самости включают элементы социальной идентичности, диспозиции и физические характеристики; в то время как элементы социальной идентичности обычно выражаются в языке именами существительными, диспозиции или черты выражаются именами прилагательными, или описательными фразами, включая глаголыСоциальная. идентичность является характеристикой человеческого мышления, направленного на классификацию частей реальности, которые существуют в виде категорий. Едва ребенок входит в мир, он уже классифицируется в понятиях пола, возраста, расы, национальности, религии, семейного статуса, легального статуса (законнорожденный, незаконнорожденный), имени и т.д. В процессе жизни появляются новыекритерииклассификации: доктор, машинист, демократ, масонит.д.

Именно эти категории составляют социальную идентичность индивида – что означает группу, статус иликатегорию, ккоторымон социально принадлежит. Насегодня можно выделить шесть категорий социальной идентичности: социальный статус, группу членства; наименование("label"); приоритетныйстатус; тип; личностнуюидентичность.

1.Социальный статус является универсальной основой социальной классификации и самоопределения. Пол, возраст, семейный статус, стратификационная позиция и занимаемое место являются критериями классификациивлюбомобществе.

2.Помереразвитияобществаониподразделяютсянагруппы, базирующиесяна добровольном объединении, сходстве представлений или интересов, разделяемых в культурах или субкультурах, общности происхождения, физическогоилирегиональногоединстваит.д.

3.Наименование социальной идентичности базируется на процессе «социального обозначения» (labeling). Когда человек ведет себя в противоречии с социальными нормами, его поведение рассматривается как отклоняющееся (ал-

Понятие социальной идентичности

261

коголик, проститутка и т.д.). По мере перехода языка глаголов на язык существительных (часто пьющий - алкоголик – В.Я.), скорее через процедуру формального удостоверения или общего социального признания, начинается процесс обозначения и порождаются ситуативные элементы социальной идентичности.

4.Приоритетный статус имеет свои корни в истории и биографии индивида, в существенной мере обусловлен статусом, группой членства или другими обозначениями. Так, человек может быть классифицирован, как бывший осужденный, бывший алкоголик, и т.д. Эти категории влияют на его жизнь разнообразно, когда он включается в скрываемый статус (бывший осужденный), или на основе признания причин прошлых достижений (заслуженныйдеятельискусствнапенсии).

5.Более общие формы категоризации могут быть названы социальными типами, для них характерны некоторые интересы, аттитюды, привычки,

которые социально понимаются как рядоположенные, например интеллектуал, плейбой, и т.д. Эти типы крайне разнообразны, не поддаются упорядоченнойклассификации, таккакмогутотноситьсяктому, какиндивид видит себя, что он думает о себе, каким хочет показаться окружающим, на делевовсетакимнеявляясь.

Последним компонентом социальной идентичности, как это ни парадоксально, является личностная идентичность, термин, часто используемый по отношению к глубинныммыслям, представлениямижеланиям, нонеотражающийихсути.

Важно заметить, что элементы социальной идентичности несколько больше, чем простосогласованныекатегории, вкоторыхопределяетсяиндивид; скорееэтосоциальные модели, служащие стандартом для самооценки. Женщина не просто воспринимает себя как доктора, католичку или мать, она относится к себе как к «хорошим» – доктору, католику или матери, т.е. берет на себя некоторую идеальную социальную роль, которая содержит в себе много таких элементов, как черты, аттитюды, поведение, ценности, нормы, кодексчести.

Как отмечает М. Хогг [M.A. Hogg, 1999], социальная идентичность регулирует поведение именно таким образом, как это осуществляется на практике в силу самокатегоризации. На основании самоопределения как личности, опыта взаимоотношений с другими людьми, в групповой принадлежности (что относится к ингруппе и к аутгруппе) люди формируют свои представления о возможном развитии событий, возможной реакции со стороны окружения, своей роли в нем, проявляют тенденцию к снижению внутригрупповых и концентрации на межгрупповых отличиях, когда, категоризируядругихкакингруппу(своих) илиаутгруппу(чужих), мыакцентируем внимание на соответствующих прототипах, часто носящих этноцентрическую окраску. Когда мы категоризируем себя, мы определяем, воспринимаем и оцениваем себя в понятиях ингрупповых прототипов и ведем себя в соответствии с ними. Самокатегоризация продуцирует ингрупповое нормативное поведение и самостереотипизацию, определяя таким образом основу группового поведения, деперсонализируетповедениелюдей, делаяегосоответствующимингрупповымнормам.

Личность как субъект социальной активности

262

Теория самокатегоризации, разработанная Р. Тарнером [1985], пытается объяснить явление межгрупповой дискриминации при помощи понятий потребности в позитивной самоидентичности. Приэтомличностнаяидентичностьрассматриваетсякак уникальность человека, проявляющаяся в его отличиях от других членов ингруппы. Социальная же идентичность связана с категоризацией себя и других как обладающих сходством с определенной категорией в противопоставлении с другими людьми, относящимися к другойсоциальнойкатегории.

Исходно эта теория разрабатывалась для объяснения группового поведения. Предполагалось, что разделяемая социальная идентичность становится характерной в случае продвижения от индивидуального самовосприятия к деперсонализации, т.е. когда член группы начинает воспринимать себя как менее отличного от остальных членов некоторой социальной категории. Например, когдачеловекподчеркиваетчтоонмужчина, онпротивопоставляетсебяженщинам, акцентируетсвоесходствосдругимимужчинамии отличие от женщин. Его самость изменяется и по уровню, и по содержанию, а самовосприятие и поведение становятся деперсонализированными. Деперсонализация самости представляет собой субъективную стереотипизацию себя в понятиях соответствующей социальной категоризации и рассматривается как когнитивное основаниеЭмпирическиег упповогоповеденияисследования. процесса самокатегоризации показали активную избирательность людей в использовании категорий по критериям полезности, уместности и подтверждаемости в реальных обстоятельствах. В процессе этой избирательности проявляется два типа приспосабливания: сравнительный и нормативный. Первый основываетсянапринципеметаконтраста, всоответствиискоторымутверждается, чторяд стимулов с большей вероятностью будет категоризирован как (высокоупорядоченный) единый в той степени, в которой их воспринимаемые отличия будут меньше их средних отличий от исходной точки отсчета. Например, ряд людей с большей степенью вероятности будет восприниматься как относящийся к одной социальной категории в случае, если различия между привлекаемыми социальными категориями будут больше, чемразличиямеждуэтимилюдьми.

Второй тип приспособления относится к содержательному аспекту противопоставления проясняемой категории и представленного примера. Например, для категоризации людей как католиков относительно протестантов необходимо не только нахождение отличий от протестантов (в аттитюдах, действиях и т.п.), но и правильное направление в измерении специфического содержания сравнения. Сходства и отличия должнысоответствоватьнормативнымпредставлениямосуществесоциальнойкатегории.

Гипотеза приспособления предсказывает, что самокатегоризация относительна, вариативна, гибка относительно точки отсчета, всегда зависит от контекста, не отражает фиксированных, абсолютных качеств воспринимаемого. Эта гипотеза послужила основанием для многих современных исследований, использующих идею социально контекстуальных оснований самокатегоризации для понимания того, как общество формирует знанияпосредствомпроцессов, реализующихсявсамости.

Представленный анализ социальной идентичности в ее соотношении с личностной, роль социальной категоризации в их формировании и проявлении в большей степени отражает доминирующую сегодня когнитивную версию социально-психологической интер-