Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Актуальные проблемы современной социальной психологии / литература / янчук_введение в социальную психологию 2005 сокр.pdf
Скачиваний:
225
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
10.3 Mб
Скачать

Социальное поведение

607

них одно – отклик на проблемную ситуацию других, принятие их боли и страданий на себя.

Схема№Х. Соотношениеальтруизма, просоциальногоипомогающегоповедения.

Помогающее

Просоциальное

Альтруизм

поведение

поведение

 

Приводитсяпо: Хьюстон, М. 2004, с. 278.

Теоретические подходы к просоциальному поведению

Вопрос о том, что лежит в основании просоциального поведения во многом определяется уровнем анализа: биологический, личностный, межличностный или анализ на уровне социальных систем. Нахождение ответа на этот вопрос интересует исследователей, придерживающихся разных психологических перспектив и подходов. Ни один из них не дает исчерпывающего объяснения, но каждый из них вносит свою лепту в углубление представлений о сути и возможной природе данного явления. по нашему глубокому убеждению только в диалоге разновзглядья становится возможным нахождение новых возможностей и ресурсов понимания феномена просоциального поведения и всех других социально-психологических феноменов. Так как любое социальное явление является продуктов взаимодействия людей, а они живут в собственном биологическом теле, то с биологического подхода мы и начнем.

Социобиологический подход. Данный подход объясняет просоциальное поведение в понятиях врожденных или генетических тенденций. Возникает интересный вопрос: как процесс естественного отбора мог бы благоприятствовать гену, повышающему склонность индивидуума помогать другим? Просоциальное поведение может считаться результатом естественного отбора, если оно скорее повышает, чем понижает шансы индивидуума (или его родственников) на оставление потомства. Развитию просоциального поведения могут способствовать два общих процесса: родственный отбор и норма взаимности.

Просоциальное поведение

608

Начнем с родственного отбора. Репродуктивный успех индивида (то есть видовая приспособленность) предполагает распространение его генов в следующем поколении. Видовая приспособленность представляет собой сумму собственных успехов индивида в выведении потомства (прямая приспособленность) и некоторой доли соответствующих достижений его сородичей, обеспеченных им (непрямая приспособленность). Например, коэффициент родства между детьми одной семьи (сиблингов) составляет 1/2. Следовательно, распространению своих генов один из сиблинговможетспособствовать, повышаяшансынавыживаниесвоих братьев и сестер.

Теориявзаимногоальтруизма(Trivers, 1971) объясняетпросоциальноеповедениена основе принципа взаимности среди неродственников. Базовое положение этой теории состоит в том, что просоциальное поведение благоприятствует естественному отбору, если оностроитсянапринципевзаимностииеслизатраты, вкладываемыепомогающими, ниже, чемполучаемаяимиприэтомпольза. Смыслпринципавзаимного альтруизмаможетбыть проиллюстрирован следующим примером: Тане стоит защищать свою подругу при условии, что другие (вчастности, подруга), будутзащищатьТаню. Кросс-культурные исследования оказания и принятия помощи показывают, что взаимность является универсальным феномен, существующим в различных культурах, и что частота оказания и частота принятияпомощивысококоррелируютмеждусобой.

Если затраты помогающего низки, а польза, получаемая принимающим, высока, взаимный альтруизм может быть выгодным. Проблема с просоциальным поведением такого типа состоит в том, что другие могут эксплуатировать его в своих эгоистических целях. Таким образом, взаимный альтруизм может быть ограничен определенными условиями: высоким уровнемдовериямежду оказывающимпомощьипринимающимее, стабильностью состава группы, продолжительностью ее существования и высоким уровнем признательности между членами группы. Доверие часто возникает как следствие близкого знакомства и сходства установок. Таковы, в целом, условия, повышающие вероятность взаимнойподдержкииснижающиеопасностьэксплуатациипросоциальныхреакций.

Социобиологи утверждают, просоциальное поведение сохраняется только в случае его способствования выживанию биологического вида. В противном случае оно было бы атавистичным. Во многих паттернах поведения в естественном окружении могут быть найдены примеры такого парадоксального для выживания явления как самопожертвование. Описано много случаев самопожертвования самками птиц себя во имя отвлечения от птенцов хищников. Мангусты сражаются со своими гораздо более сильными врагами защищаяокружающих, втомчислелюдей, отихугрозы.

Тем не менее, все эти вреде бы связанные с самопожертвованием действия не являютсявполноймереальтруистичнымиили«бесплатными». Онинаправленынавыживание рода. Согласно социобиологам, индивиды мотивированы на развитие не просто свое приспособленности, а исключительной приспособленности, которая включает как их собственное выживание, так и выживание следующего поколения. Эта способность самопожертвования во имя выживания рода с точки зрения социобиологов может передаваться только генетически благодаря наличию гена выживания. По их мнению этот вывод подтверждается еще и тем, что способность самопожертвования не может быть поддержана посредствоммеханизмаподкрепленияилипоощрения/ наказания.

Теоретические подходы к просоциальному поведению

609

Идея о том, что мы обладаем биологической предуготованностью к оказанию помощи является достаточно дискуссионной и стимулировала ряд открытых дебатов между социобиологами и психологами (Vine, 1983). В целом социальные психологи не принимают биологического объяснения просоциального поведения. Социобиологические представления подвергаются критике прежде всего из-за игнорирования самой возможности социальногонаучения, котороесихточкииграетоднуизведущихролейвпроцессеразвития просоциального поведения. Еще одно основание для критики связано с его непригодностью для объяснения индивидуальных различий в просоциальном поведении. Другое основаниесвязаностем, чтооннеобъясняетвозрастныеизмененияпросоциальногоповедения

Личностный подход. Подобно биологическому подходу, личностный подход рассматривает просоциальное поведение с точки зрения склонности индивида к оказанию помощи. Однако эта склонность не обязательно считается генетически обусловленной (хотя эта возможность не исключается), а приписывается социальному научению. Существует два основных типа личностных теорий альтруизма: одни объясняют альтруистическое поведение в терминах настроений, (эмоциональных) состояний, а другие утверждают, что альтруизм определяется устойчивыми характеристиками личности.

Эмпирические исследования показывают, что помогающее поведение основано на позитивном настроении, порождаемом успехом либо мыслями о бывших приятных событиях. Например, дети, находящиеся в хорошем настроении, больше расположены к милосердию и охотнее делятся с другими, чем дети в нейтральном настроении.

Однако эффект, оказываемый хорошим настроением на принятие помогающего поведения, относительно непродолжителен. В полевом исследовании (Isen, Clark, Schwartz, 1976) жителям Ланкастера (штат Пенсильвания) приносили на дом в качестве подарка упаковку канцелярских принадлежностей. Спустя непродолжительное время у них дома раздавался телефонный звонок; звонивший якобы набирал ошибочный номер. Он просил испытуемых помочь ему дозвониться в нужное место. Экспериментальный звонок раздавался 1, 4, 7, 10, 13, 16 или 20 минут спустя после первого контакта (доставки посылки). Как видно из рис. 9.2, отклик на эту просьбу был весьма велик через 1, 4 или 7 минут после получения подарка (в среднем за выполнение задачи брались 83 процента участников). При промежутке в 10, 13 и 16 минут уровень позитивной реакции снижался примерно до 50 процентов. И, наконец, 20 минут спустя после получения подарка, только 12 процентов испытуемых соглашались оказать незнакомцу любезность. Эти данные соответствуют результатам контрольной группы, не получавшейподарка.

Эти данныемогутобъяснятьсямоделью«недавности аффекта», разрабатывавшейся Бауэром (Bower, 1981) и Форгасом (Forgas, 1992). В модели рассматривается роль настроения в переработке информации. Считается, что оно способствует избирательной активации и облегчает доступ к содержанию памяти, соответствующему данному настроению. Хорошее настроение порождает позитивные мысли, которые включают в себя и позитивно окрашенные действия, в частности, просоциальноеповедение.

Просоциальное поведение

610

Другой подход, также рассматривающий роль эмоциональных состояний с информационной точки зрения, известен как модель «аффекта как источника информации» (Schwarz, 1990). Предполагается, что люди следуют эвристике «Что я чувствую на этот счет?», в том смысле, что свое актуальное эмоциональное состояние они используют как некую информацию, интегрируя ее как составляющую в общем выводе о ситуации. В отличие от модели «недавности аффекта» модель «аффекта как источника информации» используется при анализе упрощенной переработки стимула на основе эвристик. Например, если человека просят кого-то оценить, он может просто сослаться на то, чточувствуетпоотношениюкнему.

Таким образом, чувства могут выступать в качестве источника информации, замещающего тщательное аналитическое суждение. Например, приятное чувство может заставить человека поверить в безопасность данного окружения. Модель «аффекта как источника информации» просто предполагает, что субъекты действия воспринимают свое настроение как показатель безопасности ситуации. Сигналы об опасности подавляют просоциальные реакции, тогда как относительное отсутствие опасности и соответствующее хорошеенастроениемогутспособствоватьпросоциальномуповедению.

При обобщении данных, касающихся влияния хорошего и плохого настроения, выявилась их асимметричность. Судя по всему, эффект хорошего настроения сильнее и устойчивее, чем плохого. С эволюционной точки зрения может быть выдвинуто возражение, что плохое настроение сигнализирует о неприятностях и возможной опасности. Следовательно, оправдан вывод о том, что, когда индивид находится в состоянии высокой сосредоточенности на себе, плохое настроение подрывает альтруистические намерения, повышая воспринимаемую цену вмешательства.

Мета-анализ действий личности в условиях плохого и нейтрального настроения обнаружил, что угрызения совести (вина перед другими) – как негативная эмоция особого рода– устойчивоповышаютвероятностьпомогающегоповедения. Вцелом, чувствовины, будучиреакциейнасобственныедурныепоступкииграетопределеннуюрольвподдержании связей личности. Уровень просоциального поведения будет максимальным, если субъект действия нанес вред другому лицу (угрызения совести), и минимальным, если вреднанесендругимлицомемусамому(виктимизация).

Подходтеориисоциальногонаучения. Врамкахданногоподходапрактическивсе разновидности и формы поведения объясняются в понятиях научения, обусловленного социальным окружением. В отношении просоциального поведения они подчеркивают ведущую роль двух процессов: поощрения / наказания и научения через наблюдение или моделирование.

Аргументируя роль поощрения / наказания представители данного подхода обосновывают существование механизмов внутреннего поощрения, например уже рассматривавшегося аффекта. Существенна роль и внешнего поощрения / наказания, способствующего интернализации просоциального поведения, что продемонстрировано в ряде экспериментальныхисследований(Durkin, K., 1995, c. 440).

Тем не менее, тот факт что при специально организованных в лабораторных условиях поощрениях / наказаниях в повышается уровень проявления просоциального поведения ставит вопрос о возможности их перенося на естественные условия. Одна из проблем заключается в том, что дети скорее реагируют на требования экспериментатора нежели

Теоретические подходы к просоциальному поведению

611

самостоятельно приходят к решениям об осуществлении просоциальных действий. Часто онипростоантиципируютегоцелиихотятзнатьсколькоичтоониполучатзавыполнение желаемых действий. Еще одна проблема связана с тем, что если подкрепления прекращаются можно предположить, что поведение вернется к исходному уровню, что означает необходимость наличия постоянных подкреплений просоциального поведения на протяжениивсейжизни.

Частично эта проблема решается посредством включения процессов научения через наблюдение или моделирование. Многие исследования, да жизненная практика свидетельствуют о том, что дети подражают просоциальным моделям. В частности моделирование просоциального поведения в игровой форме часто повышает его воспроизведение в условиях реальной жизни. Дети с удовольствием воспроизводят модели при условии сохранения позитивного фона. Исследования эффекта телевизионного моделирования просоциального поведения также показали их эффективность особенно если они предоставляются регулярно и в привлекательной форме. Другое дело, что детям сложно вычленить эти моделиизпередач, специальнонаэтоненаправленных.

Возникает вполне резонный вопрос почему моделирование должно способствовать развитию просоциального поведения и, особенно, связанного с самопожертвованием? Ряд возможныхоснованийописываютPerry иBussey:

1.Моделимогутучитьдетейтому, чтоследуетделать, соответственнодетимогут бояться быть подвергнутыми наказанию за невыполнение социально желательныхдействий.

2.Наблюдая последствия чьих-либо просоциальных действий может смягчить влияниепредставленийовозможныхиздержкахтакогоповедения.

3.Модели могут предоставлять иллюстрации позитивных последствий бытия просоциальным(такиелюдивызываютвосхищение) (1984, c. 247).

Впротивоположность социобиологии подход с позиции теории социального научения предоставляет внушающее доверие снование для объяснения индивидуальных различий впросоциальном поведении, обосновывая, что в их основе лежат различия в социализации. В то же время этот подход не лишен и недостатка, выражающегося в недооценке самостоятельной активности детей и их понимании причин просоциального поведения. Другим недостатком подхода является придавание процессу развития знания кумулятивного характера в то время как в реальности оно носит качественный характер со свойственнымиемускачкамиипереходами.

Социально-когнитивный подход. Подход фокусируется на мыслительной активности, которая, как предполагается лежит в основании просоциального поведения. Сегодня многими авторами он признается как ведущий в данной области. В рамках подхода нет какое-либо единой теоретической концепции, а скорее он представляет ряд относительно автономных теоретических подходов к феномену просоциального поведения. Особо сильное влияние на основоположения подхода оказали разработки представителей когнитивной психологии (особенно Пиаже) и разработки из экспериментальной социальной психологиивобластисоциальнойперцепциииатрибутирования.

Latane и Darley (1970) отмечают, что для просоциального реагирования необходима быстрая переработка больших объемов информации. просоциальное поведение включает ряд основополагающих когнитивных процессов, включая восприятие, мышление, приня-

Просоциальное поведение

612

тиерешений, разрешениепроблем ит.д., атакже осведомленности вожиданиях инормах, регулирующихмежличностныеотношения.

Считается, что обретение соответствующей мыслительнойкомпетентности не является мгновенным или кумулятивным, а скорее результатом более широких принципов качественных изменений, происходящих по мере интеллектуального развития в детстве. Он представляет собой переход от нелогичности и эгоцентричности к логичности и эмпатичности и, наконец, моральности. В целом исследования просоциального развития показывают формирование способности построения перспективы, ассоциируемой с просоциальнымповедением.

В исследованиях был выявлен нормативных ожиданий, регулирующих просоциальное поведение: норма социальной ответственности – мы должны помогать людям, нуждающимся в помощи (Berkowitz, Daniels, 1963), норма взаимности – мы должны помогать тем, кто помогает нам (Grouldner, 1960), норма заслуженности – мы заслуживаем того, чтозаслужили(Long, Lerner, 1963).

Приобретение норм не дает исчерпывающего представления о развитии просоциального поведения. Perry и Bussey (1984) отмечают сложность идентификации какой-либо единственной нормы как определяющей оказание помощи. Причем конформное по отношению к норме поведение с одной стороны может свидетельствовать о ее интерализованности конкретным индивидом, а с другой стороны подчинении социальному давлению (Turner, 1991). В определенных социальных контекстах может действовать несколько норм, конкурирующихдругсдругом..

Еще одним аспектом просоциального поведения является его связанность сэмпатией. Она действительно может мотивировать просоциальные действия. Гофман (Hoffman, 1987) разработал интересную модель формирования эмпатии в ее взаимосвязи с социаль- но-познавательной активностью. Он предположил, что дети проходят ряд следующих стадий:

1.Глобальная эмпатия – ребенок недифференцированно реагирует на проблемы окружающих. В жизни много примеров такого рода, когда годовалый ребенок начинаетплакатьилисмеятьсявместесокружающими.

2.Эгоцентрическая эмпатия – связанная с дифференциацией Я и другие и выражающаясявосознаниисложностипостижениячувствдругихлюдей.

3.Эмпатия к переживаниям других – связанная с развитием принятия ролей другихлюдейиформированиемспособностикпринятиюихчувствипереживаний.

4.Эмпатия к условиям жизни других людей – связанная с развитием способности распознаниясложностейусловийжизниокружающих.

Вместе с тем в рамках социально-когнитивного подхода к просоциальному поведениюостаетсяиряднерешенныхвопросов. Первыйсвязансвопросомпочемулюдиоказывают помощь. Те представления, которые отражены выше вносят мало ясности. Подход практически индифферентен по отношению к изменениям, происходящим в социальном окружениииндивидаиихвлияниянапросоциальноеповедение.

Межличностный подход. Сторонники межличностного подхода основное внимание уделяют взаимозависимости людей. Представим себе, что Дима и Катя, готовясь к приближающемуся экзамену, решили объединить свои усилия. С этого момента они начинают зависеть друг от друга, поскольку их успех определяется, по край-