Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Актуальные проблемы современной социальной психологии / литература / янчук_введение в социальную психологию 2005 сокр.pdf
Скачиваний:
225
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
10.3 Mб
Скачать

Стигматизация

682

Важную предпосылку стигматизации составляют потребности стигматизируемого Они могут усилить процесс стигматизации. Например, принимая роль козла отпущения, человек удовлетворяет потребность во внимании, которую не смог удовлетворить какимлибо иным способом. Здесь срабатывает принцип: лучше такое внимание, чем вообще никакого. Goffman указывает, что процесс стигматизации усиливается, если стигматизированный в результате получает вторичный выигрыш, используя своё положение как «оправданиенеуспеха, которыйвозникпоинымпричинам» (1986, с. 21).

Стигматизации могут также способствовать особенности реагирования стигматизированного на негативное отношение к нему. И. Гофман говорит, что «мы можем воспринять его защитный ответ на ситуацию как прямое выражение его недостатка» (там же, с. 16).

Для обозначения характеристик, вызывающих стигматизацию, он использует терминстигма, выделяятритипатакиххарактеристик:

физическийдефект;

недостаток характера (слабая воля, эмоциональность, высокомерность, нечестностьит.д.);

родовая стигма (раса, национальность, вероисповедание и др.), которая может передаватьсяизпоколениявпоколение(тамже, с. 14).

И. Гофмантакжеуказываетнатенденциюстигмы(stigma) краспространению, из-за чеголюдиизбегаютсвязисеёносителями.

Переход из одной группы в другую часто не решает проблемы стигматизированности, освобождения от роли козла отпущения. Это может быть связано с формированием уже рассматривавшегося ранее феномена наученной беспомощности. Сталкиваясь с многочисленными неудачами, человек как бы формирует своеобразную предуготованность к будущим неудачам (в данном случае, враждебности окружающих), снижает уровень ожидаемой эффективности, что, в свою очередь, обрекает его на новые неудачи. Он начинает вести себя как жертва – пассивно и неэнергично. Наученная беспомощность есть разновидность утраты веры в справедливый мир. Она соответствует пессимистическому (депрессивному) атрибутивному стилю. Антиципируя повторение неприятного прошлого в новой ситуации, человек неадекватно интерпретирует нейтральное отношение окружающих как негативное и столь же неадекватно реагирует, привлекая к себе внимание потенциальныхстигматизаторов.

Эффекты социальных предубеждений

Из предшествующего анализа следует, что объекты предубеждений и дискриминацииобладаютнизкимстатусомвлияниемвобществеинемогутизбежатьпринятоговнем негативного отношения. Члены этих групп интернализуют эти оценки и формируют негативный образ самих себя, который проявляется в различных контекстах в форме заниженнойсамооценки. Вчастности, исследованияпоказывают, чтоженщинывцеломразделяют негативные стереотипы в их отношении со стороны мужчин, часто оценивая себя в представленных в них характеристиках и в некоторых обстоятельствах, в которых пол выступает в качестве основания для самовосприятия, демонстрируют заниженную самооценку (Hogg, Vaughan, 1995). В то же время группы иих члены являются оченьизобретательны-

Социальные предубеждения

683

ми в нахождении способов смирения с низким статусом и депрессивная самооценка являетсянеизбежнымследствиемпредубеждений.

Снижениесамооценки. Повседневноестолкновениесвыражениямипредубеждений приводиткснижениюсамооценки, т.к. вееоснованиивсегдалежитсоциальноесравнение. Отношение к представителям стигматизированных групп детерминировано имеющимися в отношении них предубеждениями. Вполне очевидно что такого рода снижение проявляется в самых разнообразных формах социальных предубеждений в том числе и в случае только что рассматривавшейся стигматизации. Носители стигмы воспринимаются окружающими как неполноценные, неспособные люди, а стигма оценивается окружающими как некое порочащее, «постыдное» качество. Результатом становитсячувство стыда, которое испытывается в связи с обладанием стигмой, и стремление скрыть этот факт (если это возможно) от окружающих. Носитель стигмы может также вслед за окружающими осознаватьсвоюнеполноценность, стыдитьсяее.

Представители стигматизированных групп часто подвергаются социальному отчуждению, дискриминации со стороны окружающих, что в значительной мере снижает вероятность их успешности в различных сферах жизнедеятельности. Самооценка человека зависитотуровняегодостижений. Поэтомувероятностьформированиязаниженнойсамооценкиучленовстигматизированныхгруппвысока.

Вместе с тем вопреки кажущейся непротиворечивости данной логики рассуждений эмпирические исследования в этой области продемонстрировали, что самооценка членов стигматизированных групп по своему уровню не ниже, а иногда даже выше самооценки представителей нестигматизированных групп. Для достижения этой цели используются следующиестратегии:

приписывание причин своих неудач действию предубеждений и дискриминации;

обесценивание тех сфер, в которых в силу своей стигматизированности они не могутпроявитьсебя;

избирательное сравнение себя с другими обладателями стигмы, а не с нестигматизированнымииндивидами.

Неудачи и понесенный ущерб. Жертвы предубеждений, принадлежащие к отвергаемойгруппелишаютсяисточников, предоставляемыхобществомдлядостиженияуспехов– например, получение качественного образования, здоровье, материальное благополучие, высокооплачиваемая работа и т.п. Таким образом дискриминация делает очевидной реальную неуспешность и неудачливость в достижении высших стандартов в обществе. Это осознание неудачливости интернализуется жертвой предубеждений, становящейся хронически апатичной и немотивированной – они просто демонстрируют псевдоактивность в силуосознаниясобственнойбезуспешности.

Широкую известность в социальной психологии получил феномен самоудовлетворяющих пророчеств проявляющийся в формировании реальности, соответствующей сформировавшимся устойчивым представлениям о самих себе. Если эти представления согласовываются с негативными социальными стереотипами, то результатом станет негативное самоотношение, приводящее к нахождению внешних подтверждений его обоснованности. Классическим примеромтакогородаявляютсяэксперименты Розенталя и Джекобсона(Rosenthal, Jacobson, 1968) подменявших показателиIQ сильныхисреднихучени-

Эффекты социальных предубеждений

684

ков и соответствующим образом представлявших их учителям. Результат экспериментов заключался в том, что как ученики были представлены, так они и закончили обучение, независимо от исходных объективных оснований. Не вдаваясь в детали данного исследованияинедаваяоценкиего этичности, отметим лишьто, чтоучащиеся, представленные как малоспособные, смирялись со сформированной оценкой и не прилагали усилий для ее опровержения.

Процесс, посредством которого представления формировали реальность на протяжении ряда лет исследовался Снайдером и коллегами (Snyder, 1984). У испытуемых формировалось представление, что человек на встречу с которым они идут обладает ярко выраженнойэкстравертированностью. Последствия такогородаустановкипрослеживалисьв процессехарактера взаимодействияотегоначальной точки доконца. Результатыисследования подтвердили – поведение наблюдателя и самовосприятие подчиняются исходным ожиданиям(см. схему№Х).

Схема № Х. Как представления создают реальность.

Представления наблюдателя о том, что наблюдаемый экстраверт

Восприятие и интерпретация поведения наблюдаемого является избирательно предубежденным, подтверждая ожидания

С наблюдаемым строятся отношения как с экстравертом

Поведение наблюдаемого ограничивается таким образом, что оно не может быть каким-либо иным кроме экстравертированного

Поведение наблюдаемого становится более экстравертированным

Наблюдаемый воспринимает себя как экстраверта

Приводится по: Hogg, Vaughan, 1995, c. 300.

Еще одним эффектом социальных предубеждений является формирование негативной социальной идентичности. Осознание своей принадлежности к стигматизируемой социальной группе, субъективная идентификация с ней соответственно может привести к формированию негативной социальной идентичности и снижению самооценки. Это особенно характерно для тех случаев, когда человек стал обладателем стигматизирующего качества уже после того, как усвоил доминирующие в обществе стереотипы и предубеждения и сам в прошлом подвергал стигматизации и отвержению соответствующие категории людей, относился к ним с пренебрежением. Примером такого рода является включениичеловекавгруппунищих, просящихмилостыню.

Помнениюавторовконцепциисоциальнойидентичности, когдапоследняянеудовлетворяет человека, он стремится либо покинуть низкостатусную социальную группу и присоединиться к более высоко оцениваемой группе, либо подчеркнуть позитивное отли-

Социальные предубеждения

685

чие своей группы от остальных релевантных аутгрупп. Исследование динамики идентификации человека с группой нищих обнаружило феномен постепенного разотождествления со стигматизированной группой по основным личностным качествам, приписываемым представителям этой группы. Сходное явление было обнаружено C.R. Kaiser и C.T. Miller висследованииреакциинапредубежденияидискриминацию(2001).

Депрессия, подавленность. Стигматизация сопровождается ощущением подавленности, бесперспективности собственного существования. В частности, как отмечает А. Финзен, люди, страдающие психическими заболеваниями (например, шизофренией), задаются вопросом, связанным с потребностью скрывать свое заболевание, отрицать его: «Стоитлипродолжатьжитьсэтимзаболеванием?» (2001, с. 57). Такаяустановкаповышает риск суицида. Одиночество и социальная изоляция, будучи результатом стигматизации и предубежденного отношения окружающих, могут стать источником безнадежности и отчаяния, аэтоосновныемотивысуицида.

Снижение чувства контроля над окружающим миром, наученная беспомощность,

пессимистический атрибутивный стиль. Наученная беспомощность возникает в тех случаях, когда человек считает себя неспособным контролировать то, что с ним происходит. Сталкиваясь с многочисленными неудачами, он формирует своеобразную предуготованность к будущим неудачам, снижает уровень ожидаемой эффективности, что, в свою очередь, обрекает его на новые неудачи. Он начинает вести себя как жертва – пассивно и неэнергично. Наученная беспомощность есть разновидность утраты веры в справедливый мир. Человек при этом прибегает к пессимистическому (депрессивному) атрибутивному стилю, при котором негативные переживания, результаты и жизненные обстоятельства он относитнасчетнеконтролируемыхличностныхилиситуативныхфакторов.

Наличие вторичной выгоды. Так, например, в ряде случаев наличие стигмы и используется ее носителями для оправдания собственной неуспешности, которая имела место по причинам, не связанным с обладанием стигмой. Это способ избежать социальной ответственности: «Какятакойнеполноценныймогудостичьуспеха?». Устранениестигмы (например, устранение физического недостатка путем хирургической операции) делает человека беззащитным перед возрастающими требованиями окружающих и лишает его возможности оправдания собственного бездействия и неудач, несостоятельности. Если человек не готов справиться с подобной ситуацией, он может избрать невротическую модельповедения.

Низкий уровень достижений. Ощущение собственной беспомощности может привести к снижению уровня притязаний, пассивности и бездействию и, как следствие, низкимрезультатамидостижениям. Нотакаяситуацияможетбытьобусловленаиобъективно наличием дискриминации носителей стигмы, их непринятием и социальной изоляцией, а этосущественноснижаетвероятностьихуспехавтойилиинойсфере.

Вторичная девиация. Стигматизация как акт навешивания ярлыка рассматривается в качестве источника девиантного поведения. Беккер Г. отметил, что девиация есть «не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьмиправилисанкцийпротив«нарушителя» (Becker, 1963, с. 9). Появлениедевиантного поведения возможно при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Постепенночеловексампривыкаетсчитатьсебятаковыминачинаетвестисебявсоответ-