Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
C.Makkej._Most_popular_beliefs_and_madnesses_cr....doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
2 Mб
Скачать

130 История финансовых пирамид и денежных маний

способную переломить ситуацию к лучшему. Воцарилось на- пряженное ожидание его решения, но оно так и не последова- ло. Члены совета совещались неделю за неделей и наконец, после трехмесячных дебатов, объявили, что не могут принять окон- чательное решение, не имея достаточной информации. Тем не менее они порекомендовали всем продавцам до принятия со- ветом окончательного решения предложить покупателям в при- сутствии свидетелей приобрести тюльпаны по ранее согласованной цене. Если последние откажутся это делать, тюль- паны можно будет продать с аукциона, а ответственность за разницу между фактической и оговоренной ценой ляжет при этом на покупателя. Эта рекомендация и стала планом, предло- женным делегатами и оказавшимся абсолютно бесполезным. В Голландии не было суда, который мог бы заставить покупа- телей платить за тюльпаны. Вопрос был поднят в Амстердаме, но судьи единодушно отказались вмешиваться на том основа- нии, что долги по спекулятивным договорам незаконны.

На этом все и кончилось. Правительство было не в силах найти панацею от беды. Тем, кто имел несчастье иметь запасы тюльпанов во время стремительного падения цен, оставалось по возможности философски переживать свое разорение; тем, кто извлек доходы, позволили их сохранить; но коммерция страны находилась в состоянии глубокого шока, от которого она оправилась лишь много лет спустя.

Примеру голландцев до некоторой степени последовали в Англии. В 1636 году тюльпаны открыто продавались на лон- донской бирже, и маклеры лезли из кожи вон, чтобы взвин- тить их цену до амстердамской. Маклеры Парижа также старались создать тюльпаноманию. В обоих городах они пре- успели лишь частично. Несмотря на это, сила примера сделала эти цветы чрезвычайно популярными, и среди людей опреде- ленного класса тюльпаны с тех пор ценятся гораздо выше, не- жели любые другие полевые цветы. Голландцы до сих пор хорошо известны своим пристрастием к ним и продолжают платить за них больше, чем любой другой народ. Если богатый англичанин хвастается своими чистокровными скаковыми ло- шадьми или старинными картинами, то состоятельный голлан- дец точно так же превозносит свои тюльпаны.

ТЮЛЬПАНОМАНИЯ 131

Странно, но факт: в наши дни в Англии средний тюльпан стоит больше, чем дуб. Если бы удалось найти гага in terris * тюльпан, черный, как лебедь Ювенала, его цена равнялась бы дюжине акров хлеба на корню. В Шотландии к концу семнад- цатого столетия самая высокая цена тюльпана, согласно при- ложению к третьему изданию «Британской энциклопедии», равнялась десяти гинеям. С тех пор, похоже, она снижалась до 1769 года, когда двумя самыми ценными сортами в Англии были «Дон Куэведо» и «Валентиньер», первый из которых стоил две, а второй - две с половиной гинеи. Ниже эти цены, видимо, не опускались. В 1800 году единая цена одной луковицы равня- лась пятнадцати гинеям. В 1835 г. луковица сорта «Мисс Фанни Кимбл» была продана с аукциона в Лондоне за семьдесят пять фунтов. Еще более удивительной была цена тюльпана, кото- рым владел один садовод на Кингз-роуд, Челси: в его прейску- рантах стояла сумма в двести гиней.

* Редко встречающийся, диковинный (лат.). Прим. перев.

* Ртуть (loquitur). Я—зловредная тайна, известная им всем: сжигающим уголь, потя- гивающим виски и прикрывающимся благовидными именами Гебера, Арнальдо де Виллановы, Луллия или Бомбаста фон Гогенгейма. Ваши попытки приписать себе совершение чудес и власть над природой тщетны - славное звание философа не извлекается из печи! Я их сырье и их сублимат, их осадок и их мази, их мужчина и их женщина, а иногда их гермафродит — вот перечень моих ипостасей! Для вас они сожгут дотла степенную замужнюю женщину, которая, возможно, является мате- рью непорочных дев, и из ее пепла появится молодая девственница, цветущая как птица Феникс; положат на угли, словно колбасу или сельдь, старика-придворного, как следует его прожарят и вдохнут в него жизнь с помощью ручных мехов! Глядите, они вновь трубят сбор и выводят против меня свои легионы! Ангел-хранитель, за- щити меня! — Бен Джонсон. «Маска: ртуть, защищенная от алхимиков».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]