Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
C.Makkej._Most_popular_beliefs_and_madnesses_cr....doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
2 Mб
Скачать

290 Алхимики и предсказатели

общника и с мольбой в голосе попросил графа удовлетворить их любопытство и открыть свои тайны, взамен пообещав пре- кратить судебное преследование и оставить его в покое. Калиос- тро ответил, что угрозы и мольбы одинаково бесполезны, что никаких секретов он не знает, и что порошок, который они у него украли, имеет ценность только для него самого. Он, одна- ко, заявил, что простит им все деньги, которые они у него выма- нили, если они прекратят судебное преследование и вернут ему порошок и рукописи. Это предложение было встречено отка- зом, и Скот и Рейнолдс ушли, поклявшись ему отомстить.

Калиостро, похоже, совершенно не разбирался в английс- ких законах и не имел друга, который подсказал бы ему, как наилучшим образом действовать в сложившейся ситуации. Когда он однажды обсуждал с графиней свалившиеся на них невзгоды, к нему зашел один из его поручителей. Сей визитер пригласил графа прокатиться в наемном экипаже и посетить дом человека, который позаботится о его правах. Калиостро согласился и был привезен в тюрьму при Суде королевской ска- мьи, где «друг» покинул его. Не имея представления о проце- дуре отказа от поручительства, он несколько часов не мог понять, что является заключенным.

Калиостро вновь обрел свободу несколько недель спустя, ког- да третейские судьи в отношениях между ним и мисс Фрай вы- несли решение по его делу. Ему было предписано выплатить ей двести фунтов, которые он ей, якобы, задолжал, и вернуть оже- релье и золотую шкатулку, подаренные графине. Калиостро был настолько возмущен, что решил покинуть Англию. Дополнитель- ным поводом для данного решения послужило беспощадное ра- зоблачение его притязаний французом по фамилии Моранд, издателем лондонской газеты «Courrier de l'Еигоре»*. Не приба- вило ему радости и то обстоятельство, что он был опознан в Ве- стминстер-холле как Джузеппе Бальзамо, палермский жулик. После такого позора дальнейшее пребывание в Англии не име- ло смысла. «Граф» и «графиня» упаковали свои скудные пожит- ки и покинули страну, имея при себе не более пятидесяти фунтов от тех трех тысяч, с которыми они в нее прибыли.

* «Европейский курьер» (фр.). Прим. перев.

АЛХИМИКИ 291

Сперва они проследовали в Брюссель, где судьба была к ним более благосклонна. Они продали там большое количество эликсира жизни и осуществили множество исцелений, попра- вив таким образом свое финансовое положение. После этого они поехали через Германию в Россию, и всюду их ждал шум- ный успех. Золото текло в их сундуки быстрее, чем они успева- ли его считать. Ничто не напоминало им о лишениях английского периода, научивших их быть более осмотритель- ными в выборе знакомых.

В 1780 году супруги прибыли в Страсбург. Молва о них дос- тигла этого города до их приезда. Они сняли шикарную гости- ницу и пригласили на банкет всех влиятельных страсбуржцев. Их богатство и радушие казались беспредельными. И граф, и графиня занимались врачеванием и одаривали деньгами, сове- тами и снадобьями всех нуждавшихся и страдавших от болез- ней и иных невзгод горожан. Многие проводимые ими исцеления изумляли тех обычных докторов, которые скепти- чески относились к поразительно эффективной в ряде случаев силе внушения. Графиня, которая в то время была не старше двадцати пяти лет и лучилась грацией, красотой и весельем, го- ворила на людях, что ее старший сын - прекрасный молодой человек двадцати восьми лет, который вот уже несколько лет как капитан голландской армии. Сия «утка» прошла на ура. Все уродливые старухи Страсбурга и поселений на мили окрест по- сетили салон графини, чтобы купить жидкость, которая долж- на была сделать их такими же цветущими, как их дочери. В равной степени устремились за чудодейственным эликсиром и молодые женщины, желавшие сохранить свое очарование и, прожив в два раза дольше, чем Нинон де Ланкло*, быть краси- вее ее. Что же до мужчин, то среди них не было недостатка в глупцах, воображавших, что с помощью нескольких капель того же несравненного эликсира им удастся отсрочить неизбежные старение, смерть и утрату мужской силы. Графиня, надо отдать ей должное, была воплощением неувядаемого очарования и выглядела как настоящая богиня молодости и красоты. Возмож- но, сонмы юношей, зрелых мужчин и стариков, при каждом

* Нинон де Ланкло (1616 — 1705) — знаменитая французская красавица. Прим. перев.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]