Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
C.Makkej._Most_popular_beliefs_and_madnesses_cr....doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
2 Mб
Скачать

54 История финансовых пирамид и денежных мании

сказал регенту прямо в лицо, что он скорее хотел бы иметь сто тысяч ливров в золоте или серебре, чем пять миллионов в его банкнотах. Поскольку подобные настроения царили повсеме- стно, запуск в обращение огромной бумажной денежной мас- сы только увеличил существующее зло, сделав большей и без того гигантскую несоразмерность между металлическими и бу- мажными деньгами. Монеты, которые регент стремился обес- ценить, росли в цене при каждой новой попытке это сделать. В феврале сочли целесообразным включить Королевский банк в состав Компании двух Индий. Парламент издал и ратифици- ровал соответствующий указ. Государство по-прежнему выс- тупало гарантом банкнот банка, которые больше нельзя было печатать без указа на то Генеральных штатов. Все доходы бан- ка с того момента, как он перестал быть собственностью Ло, став государственным учреждением, были переданы регентом Компании двух Индий. Эта мера возымела эффект кратковре- менного повышения курса Луизианских и других акций ком- цании, но она не смогла восстановить доверие народа.

В начале мая состоялось заседание Генеральных штатов, на котором присутствовали Ло, д'Аржансон (его коллега по уп- равлению финансами) и все министры. Было подсчитано, что всего в обращении находится банкнот на сумму в 2,6 миллиар- да ливров, в то время как суммарное достоинство всех монет в стране не составляло и половины этой цифры. Для большин- ства депутатов было очевидно, что для выравнивания денеж- ного обращения нужно принять какой-нибудь план. Одни предлагали девальвировать банкноты до номинальной стоимо- сти металлических денег, другие - поднимать номинальную стоимость монет до тех пор, пока она не сравняется с номи- нальной стоимостью бумажных денег. Говорят, что Ло высту- пил против обоих проектов, но, поскольку других предложений не последовало, было решено обесценить банкноты наполови- ну. 21 мая вышел соответствующий указ, согласно которому акции Компании двух Индий и банкноты банка подлежали по- степенной девальвации, пока к концу года их номинальная сто- имость не снизится наполовину. Парламент отказался ратифицировать данный указ, шумно опротестовав его, и со- стояние страны стало настолько тревожным, что в качестве

МИССИСИПСКИЙ ПЛАН 55

единственного способа сохранить спокойствие регентскому совету пришлось аннулировать собственное решение: в тече- ние семи дней был издан другой указ, возвращающий банкно- там их первоначальную номинальную стоимость.

В тот же самый день (27 мая) банк приостановил платежи в металлических деньгах. Ло и д'Аржансон были уволены из ми- нистерства. Слабовольный, нерешительный и трусливый регент возложил всю вину за сложившуюся плачевную ситуацию на Л о, которому по прибытии в Пале Рояль было отказано в приеме. Однако с наступлением сумерек за ним послали и провели во дворец через потайную дверь*; регент попытался его утешить и всячески извинялся за ту суровость, с которой был вынужден обращаться с ним на людях. Его поведение было столь непосто- янным, что два дня спустя он взял его с собой в оперу, где тот сидел в королевской ложе рядом с регентом, который на глазах у всех обращался с ним подчеркнуто предупредительно. Но нена- висть к Ло была настолько сильна, что этот эксперимент оказал- ся для него почти фатальным. Вооруженная камнями толпа напала на его карету, когда он въезжал на территорию своей ре- зиденции, и если бы кучер сразу же не проехал во внутренний двор, а прислуга немедленно не закрыла ворота, его, по всей ве- роятности, вытащили бы из кареты и разорвали на куски.

На следующий день его жена и дочь были также атакованы толпой, когда возвращались в своей карете со скачек. Когда ре- генту сообщили об этих происшествиях, он послал Ло мощный отряд швейцарских гвардейцев, которые денно и нощно несли караульную службу во дворе его резиденции. Но в конце концов общественное негодование усилилось настолько, что Л о, посчи- тав свой дом, даже столь хорошо охраняемый, небезопасным, нашел убежище в Пале Рояль - резиденции регента.

Канцлера д'Агессо, отправленного в отставку в 1718 г. за его противодействие проектам Ло, теперь призвали обратно, дабы он помог восстановить утраченную репутацию последних. Регент слишком поздно осознал, что он непростительно грубо и недо- верчиво обошелся с одним из способнейших и, вероятно, един- ственным честным государственным деятелем того продажного

* Дюкло, "Memomires Secrets de la Regence" Прим. автора

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]