Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
C.Makkej._Most_popular_beliefs_and_madnesses_cr....doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
2 Mб
Скачать

280 Алхимики и предсказатели

он весьма недурен. Затем я надела его и выразила свое восхи- щение. Граф попросил меня принять его в подарок, я отказа- лась. Он настаивал. Наконец его просьбы стали столь умоляющими, что маркиза, видя, что крестик стоит не больше тысячи ливров, подала мне знак принять дар. Я так и сделала, сердечно поблагодарив графа за его учтивость.»

Источник богатства этого авантюриста неизвестен. Он не мог нажить его одной лишь продажей своего elixir vitae в Гер- мании, хотя, несомненно, некоторая его часть была получена означенным образом. Вольтер категорически заявляет, что он находился на службе у иностранных держав, и в письме к прус- скому королю, датированном 5 апреля 1758 г., сообщает, что граф был посвящен во все секреты Шуазеля, Кауница и Питта. Зачем он мог понадобиться кому-либо из этих министров, осо- бенно Шуазелю, остается тайной за семью печатями.

Утверждают, что он владел секретом очищения бриллиан- тов от пятен и, по всей вероятности, заработал большие день- ги, покупая бриллианты с изъянами по сниженным ценам, устраняя изъяны и перепродавая камни со стопроцентной вы- годой. Мадам дю Оссе рассказывает об этом следующую ис- торию. «Король, - пишет она, - приказал принести ему алмаз среднего размера, имевший дефект. После взвешивания кам- ня его величество сказал графу: «Имея сей изъян, данный ал- маз стоит шесть тысяч ливров, а без него он стоил бы как минимум десять. Не могли бы вы сделать меня богаче на че- тыре тысячи ливров?» Сен-Жермен очень внимательно осмот- рел камень и сказал: «Возможно, мне удастся это сделать. Я верну вам его через месяц.» В назначенный срок граф принес обратно избавленный от пятна алмаз и отдал его королю. Ка- мень был завернут в ткань из горного льна, которую он снял. По приказу короля камень тотчас же взвесили и обнаружили весьма незначительную потерю массы. Затем его величество послал его своему ювелиру для оценки, воспользовавшись для этого услугами месье де Гонтана, которому он не сообщил никаких подробностей. Ювелир оценил алмаз в девять тысяч шестьсот ливров. Король, однако, отрядил посыльного заб- рать камень и сказал, что сохранит его как диковину. Вне себя от удивления, он сказал, что месье де Сен-Жермен, должно

АЛХИМИКИ 281

быть, стоит миллионы, особенно если он владеет секретом превращения малых алмазов в большие.

Граф не сказал, под силу ему сие или нет, но безапелляцион- но заявил, что знает, как заставлять жемчужины расти и прида- вать им чистейшую воду. Король отнесся к его словам с величайшим вниманием и маркиза дю Помпадур тоже. Месье дю Кёнуа однажды сказал, что Сен-Жермен - мошенник, но ко- роль сделал ему выговор. В сущности, его величество, похоже, не чает в нем души и порой говорит о нем так, будто тот дей- ствительно знатного рода.»

В услужении у Сен-Жермена был один забавнейший прохо- димец, к которому он часто обращался за подтверждением во время своих рассказов об удивительных событиях, имевших место столетия назад. Этот человек, не лишенный способнос- тей, обычно подтверждал его слова самым убедительным об- разом. Как-то раз его хозяин, обедая в компании дам и господ, пересказывал им беседу, которую он, якобы, имел в Палестине с английским королем Ричардом I, коего он характеризовал как своего очень близкого друга. На лицах почтенной компании читались изумление и недоверие, и Сен-Жермен весьма невоз- мутимо обернулся к своему слуге, стоявшему за его стулом, и попросил того подтвердить или опровергнуть сообщенную им информацию. «Я, право, не знаю, - ответил не шелохнувшись слуга. - Вы забываете, сударь, что я служу вам всего пятьсот лет!» «Ах, да!- промолвил его хозяин. - Я и забыл, что это было незадолго до вашего рождения!»

В тех редких случаях, когда он общался с людьми, которых не мог так легко одурачить, он давал выход презрению, которого едва ли мог избежать в отношении поразительно легковерного большин- ства. «Эти дураки-парижане, - сказал он как-то раз барону де Гляй- хену, - верят, что мне более пятисот лет, а поскольку им хочется в это верить, я укрепляю их в этой мысли. Но по правде говоря, я действительно намного старше, чем кажусь.»

Об этом загадочном самозванце рассказывают множество дру- гих историй, но для описания его характера и притязаний доста- точно приведенных выше. Есть сведения, что он пытался найти философский камень, но никогда не хвастался успешным за- вершением поисков. Ландграф Гессен-Касселя, с которым он

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]