Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
C.Makkej._Most_popular_beliefs_and_madnesses_cr....doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
2 Mб
Скачать

98 История финансовых пирамид и денежных маний

впал народ. Люди носились туда-сюда в смятении и ужасе, их воображение рисовало картину большой беды, о форме и раз- мерах которой никто не имел представления:

«Black it stood as night -

Fierce as ten furies - terrible as hell.» *

На общем собрании Английского банка, состоявшемся два дня спустя, управляющий сообщил присутствующим о несколь- ких заседаниях, связанных с деятельностью Компании южных морей, и добавил, что директора еще не пришли к какому-либо решению по данному вопросу. Затем была предложена и еди- ногласно принята резолюция, дающая полномочия директорам банка заключить соглашение с директорами Компании южных морей о запуске в обращение ее облигаций на ту сумму, на тех условиях и на тот срок, какие они считают нужными.

Таким образом, обе стороны теперь могли свободно пред- принимать действия, максимально, с их точки зрения, выгод- ные обществу. Банк объявил подписку на облигации на сумму в три миллиона фунтов для поддержания национальной кредит- ной системы. Условия были обычными: задаток— 15 фунтов на сотню, надбавка-3 фунта на сотню, доход-5 фунтов. Ранним утром собралось так много людей, которым не терпелось вло- жить свои деньги, что подписка, казалось, должна была растя- нуться на весь день, но к полудню поток желающих иссяк. Несмотря на все принятые меры, курс ценных бумаг Компании южных морей быстро падал. Ее акции и облигации обесцени- лись настолько, что среди виднейших ювелиров и банкиров на- чалась паника; некоторые из них, ранее ссудив огромные суммы под залог ценных бумаг Компании южных морей, были вынуждены закрыть свои лавки и конторы и скрыться. Ком- пания-изготовитель клинков, которая до сих пор была глав- ным кассиром Компании южных морей, приостановила платежи. Это событие, расцененное как начало катастрофы, повлекло за собой массовое изъятие вкладов из Английского банка, который теперь был вынужден выплачивать деньги го- раздо быстрее, чем они поступали по утренней подписке. Сле-

* Она была черна, как ночь, свирепа, как десять фурий, ужасна, как ад. Прим. перев.

«МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ» ЮЖНЫХ МОРЕЙ 99

дующий день (29 сентября) был выходным, и банк получил небольшую передышку. Он поплыл против ветра, но его пре- жний конкурент, Компания южных морей, при этом потер- пела крушение. Котировка ее акций упала до ста пятидесяти фунтов и постепенно, после ряда колебаний, снизилась до ста тридцати пяти.

Директора банка, решив, что им не под силу вернуть дове- рие народа и предотвратить крах, не подвергая себя риску быть потянутыми за собой теми, кого они намеревались спасти, от- казались выполнять соглашение, участниками которого явля- лись. Они сложили с себя всякую ответственность за его дальнейшее выполнение, заявив, что так называемый договор - не более чем черновик соглашения, в котором есть несколь- ко серьезных пробелов и которое не предусматривает никако- го наказания за выход из него Английского банка. «Таким образом, - гласит «История парламента», - за восемь месяцев мы были свидетелями взлета, прогресса и падения этого могу- щественного сооружения, которое, будучи вознесенным неки- ми тайными мотивами до заоблачных высот, приковало к себе взгляды и ожидания всей Европы, но фундамент которого, бу- дучи замешанным на обмане, иллюзии, легковерии и безрас- судстве, рухнул, как только вскрылись ухищрения его директоров».

В самом разгаре активности компании, на пике этого опасного заблуждения, нравы народа заметно упали. Парламентское рассле- дование, начатое для выявления виновных, вскрыло позорные эпи- зоды, в равной степени пятнающие как мораль самих правонарушителей, так и интеллект людей, среди которых они по- явились. Изучение всех тех зол, что явились результатом описыва- емой автором аферы, очень интересно. Нации, как и отдельные индивидуумы, не могут становиться безрассудными аферистами безнаказанно: рано или поздно их постигнет кара. Один знаме- нитый писатель* совершенно не прав, утверждая, что «эпоха, по- добная этой, самая неприятная для историка; никакого читателя, обладающего чувствительностью и воображением, нельзя развлечь или заинтересовать детальным описанием подобных сделок, не

* Смоллетт. Прим. автора.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]