Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перец.doc
Скачиваний:
221
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
3.01 Mб
Скачать

7.3. Консорциальное соглашение

В отечественной практике управления освоением нефтегазовых ресурсов пока известно только одно консорциальное соглашение, за­ключенное между участниками СРП по проекту «Сахалин-1», сторо­нами которого являются компании — Эксон (США), Содеко (Япония), НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» и АО «Сахалинморнефтегаз-шельф». Их долевое участие соответственно составляло 30 процен­тов, 30 процентов, 17 процентов и 23 процента. Заключено это согла­шение было еще до принятия действующего ГК РФ [170].

Проекты соглашений консорциального типа разрабатывались по другим проектам. Поэтому по мере увеличения числа заключенных СРП следует ожидать расширения практики применения консорци­альных соглашений.

7.3.1. Консорциум — простое товарищество

Гражданское законодательство (ГК РФ, гл. 55) допускает осуще­ствление коммерческой деятельности объединением юридических лиц, не имеющих статуса юридического лица. Создание и функционирова­ние таких объединений осуществляется на основе договора о совме­стной деятельности. В различных отраслях народного хозяйства они имеют самые различные организационно-правовые формы. В недро­пользовании при осуществлении крупномасштабных инвестиционных проектов, в частности проектов освоения нефтяных и газовых место­рождений, оцениваемых многими миллионами и миллиардами долла­ров, все большее распространение получает объединение специализи­рованных нефтегазовых фирм, строительных и машиностроительных компаний, а также банковских структур, называемое «консорциум».

Консорциум — это временное объединение нескольких субъектов предпринимательской деятельности для выполнения, как правило, крупномасштабных проектов, требующих объединения усилий разно­профильных организаций. Консорциум соответствует по правовому статусу простому товариществу. В последнее время термин «консор­циум» все чаще встречается не только в российской юридической литературе, но и в нормативных правовых актах. В горном производ­стве термин «консорциум» встречается при определении объединений с участием иностранных и российских пользователей недр. Характер­ным примером является консорциум американской, японской и рос­сийских компаний, объединившихся для выполнения проекта «Саха­лин-1» по освоению нефтегазовых ресурсов континентального шель­фа о. Сахалин.

Форма консорциума рекомендовалась в целом ряде условий кон­курсов на получение права пользования недрами как форма объедине­ния инвесторов, позволяющая снизить ряд рисков освоения, особенно новых участков недр.

Организация консорциума оформляется соглашением. Координа­ция возлагается на лидера консорциума, обычно более крупную ком­панию. Лидер представляет интересы всех участников консорциума, действует в пределах предоставленных ему полномочий. Функции и полномочия лидера определяются специальным соглашением, приня­тым всеми его участниками.

Такое соглашение в международной практике называется догово­ром о консорциуме, или консорциальным соглашением, а в россий­ском обязательственном праве соответствует договору простого това­рищества (договор о совместной деятельности). В договорной прак­тике освоения нефтегазовых ресурсов подобный договор иногда на­зывался «внутреннее соглашение», имея в виду, что государство зак­лючает договор о пользовании недрами с объединением компаний, а они свою деятельность координируют другим — внутренним согла­шением.

Отличительной особенностью договора простого товарищества, или, применительно к недропользованию, консорциального соглашения, является участие в отношениях еще одной стороны — заказчика, т.е. группа юридических лиц определяет на временной договорной осно­ве взаимоотношения между собой при совместном выполнении одно­го проекта, заказчиком или собственником которого является третья сторона, в недропользовании — государство.

Национальными и международными организациями разработаны рекомендации в отношении разработки и заключения таких догово­ров. Однако все они носят рекомендательный характер. Специального нормативного правового регулирования консорциальных соглашений в мире не известно. В России создание подобного акта предусматри­валось в пакете нормативных документов, обеспечивающих реализа­цию ФЗ «О СРП».

Консорциум, как указывалось, представляет собой объединение, не обладающее правами юридического лица, и следовательно, созда­ние его не означает появление нового субъекта права.

ФЗ «О СРП» предусмотрено, что участниками консорциума могут быть, как это и происходит обычно в мировой практике, только юри­дические лица. При заключении консорциального соглашения они полностью сохраняют свою юридическую самостоятельность. В зару­бежной практике создаваемое объединение, не имеющее каких-либо корпоративных признаков, относится к категории неинкорпорирован­ной совместной деятельности. В зависимости от принятой системы отношений участников между собой и заказчиком может быть обра­зовано две основные модели консорциума. Первая — простой консор­циум — основана на чисто обязательственных отношениях между парт­нерами и каждого из них с заказчиком. Они раздельно несут перед заказчиком обязательства и риски выполнения работ и отдельно полу­чают от него вознаграждение. Вторая модель имеет форму товарище­ства и основывается на совместном несении партнерами обязательств и рисков выполнения работ и получения прибыли, которая, как пра­вило, прямо определяется результатом общего труда. В недропользо­вании, где сложно четко разделить операции, сохранив единство тех­нологического процесса, чаще применяется вторая модель.

Консорциальное соглашение представляет собой сложный дого­вор, содержащий правила, определяющие, с одной стороны, внутрен­ние отношения партнеров между собой, совместно выступающих как поставщики и/или подрядчики, и/или кредиторы, и с другой — между членами консорциума и заказчиком (государством). Для осуществле­ния проекта, таким образом заключаются два самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимообусловленных договора. Один — так на­зываемое Генеральное соглашение — между консорциумом и заказчи­ком, второй — между участниками консорциума по осуществлению Генерального соглашения. В этом случае лицензионное соглашение или СРП следует рассматривать как генеральный договор.

Консорциальный договор может составляться либо в форме едино­го документа, определяющего все аспекты отношений сторон, либо двух взаимодополняющих договоров, один из которых — т.н. рамоч­ный контракт — закрепляет принципы и цели кооперации (формы участия, финансирование, процедуры выборов, полномочия операто­ра и т.п.), а другой — договор об участии — условия участия партне­ров в исполнении рамочного контракта.

К важным элементам договора относятся:

— определение прав, обязательств и ответственности участников;

  • назначение компании-лидера или оператора, на которого возла­гается функция руководства оперативной деятельностью консорциу­ма, определение его полномочий, прав и обязательств;

  • регламентация порядка разработки программы и бюджета ра­бот, контроля их выполнения;

  • формы производства работ на собственный риск, когда при отсутствии единодушного мнения один или несколько участников принимают на себя риск, например, бурение поисковой скважины; при этом возникает проблема урегулирования взаимоотношений внут­ри консорциума в случае успеха либо в случае неуспеха;

  • санкции, предъявляемые к участникам в случае неисполнения обязательств (оценка ущерба, его раздел между участниками, проце­дура компенсации и т.п.);

  • порядок распоряжения добытой продукцией.

Применительно к недропользованию государство обычно настаи­вает на форме объединения, в котором его участники имеют солидар­ные права и солидарные обязанности по Генеральному соглашению. При этом в основу распределения прибыли, а также ответственности между самими партнерами обычно принимается принцип распределе­ния пропорционально долям участия.