Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перец.doc
Скачиваний:
221
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
3.01 Mб
Скачать

3.4. Право собственности на ресурсы недр

С точки зрения возможностей использования ресурсы недр можно подразделить на две основные группы: полезные ископаемые (так называемое минеральное сырье) и другие полезные свойства недр, дающие недропользователю материальные или нематериальные (эсте­тические и т.п.) блага. Первая группа по своей значимости является определяющей.

В мировой практике добытые полезные ископаемые по общему правилу во всех правовых системах обычно считались и считаются собственностью недропользователя. При этом следует отметить, что это право, как правило, не носит исключительного характера, поскольку при хранении, транспортировке и реализации недропользователь обя­зан был сохранять добытую продукцию, выполнять требования охра­ны окружающей природной среды и т.п.

Серьезным ограничением права недропользователя распоряжаться добытой продукцией является требование государства продать ему

часть добытой продукции. Следует отметить, что такая практика ха­рактерна для всех ресурсодобывающих и ресурсопроизводящих госу­дарств. Государство, как собственник природных ресурсов, передан­ных в пользование, имеет право получить их часть. При этом основ­ным условием, которое соблюдается и заранее оговаривается в условиях или договоре на пользование недрами, является определение таких поставок и их условий заранее, до момента заключения договора о недропользовании. Условия удовлетворения нужд государства опреде­ляются народнохозяйственными потребностями. Квоты удовлетворе­ния таких потребностей, как правило, в определенной пропорции рас­пределяются между всеми недропользователями страны или региона. Может фиксироваться доля добытой продукции, подлежащая постав­кам по заявке государства, поставки по льготным ценам и т.п. Подоб­ные ограничения, естественно, ложатся дополнительным грузом на недропользователя. Однако при обсуждении условий недропользова­ния он может обосновать и получить ту или иную форму компенса­ции (снижение налоговых ставок, освобождение от пошлин и т.п.). В российском законодательстве не содержится норм и механизмов, ре­гулирующих подобные ситуации. Они обычно регламентируются ус­ловиями конкретных лицензионных соглашений или СРП.

Определенные проблемы возникали при определении прав соб­ственности на добытую продукцию при разработке одного месторож­дения двумя или несколькими недропользователями.

Все полезные ископаемые подразделяются по своим свойствам на три большие группы: твердые, жидкие и газообразные. Твердые по­лезные ископаемые в пластовых условиях неподвижны. Подземное местоположение ствола шахты легко фиксируется с поверхности. Проникнуть в чужую зону незаметно нельзя. Жидкие и газообразные полезные ископаемые в процессе добычи мигрируют, стекаются к забою скважины из достаточно обширной зоны (так называемой зоны дренажа). Для нефтяных месторождений ее радиус обычно составляет 600—800 м, для газовых — теоретически не ограничен. Именно это свойство, в частности, нефти на заре развития крупномасштабной неф­тедобычи создало ряд серьезных спорных ситуаций, которые прихо­дилось решать в судебном порядке. Наиболее остро эта проблема про­явилась в США, являвшихся в начале XX века основной нефтедобы­вающей страной мира. В 1906 г. в суде слушалось дело Бернарда против «Моногахел нейчурал гэз компани». Суть дела состояла в том, что один недропользователь (ответчик) пробурил скважину у границы смежного участка, принадлежавшего другому недропользователю (за­явителю) и частично стал добывать нефть, залегавшую под поверхно­стью чужого участка. Суд не удовлетворил иск и заявил: «Идите и делайте то же самое». Тем самым было узаконено так называемое «право завладения (захвата)» (Rule of Capture). В США, где действо­вала англосаксонская система прецедентного права, это решение име­ло определяющее значение. В тот период еще не были разработаны научные основы разработки нефтяных месторождений, направленные на максимально возможное извлечение продукции. Но это решение сыграло и свою положительную роль. Оно дало толчок развитию наклонно направленного бурения, которое в настоящее время являет­ся одним из наиболее эффективных способов освоения место­рождений.

Установленная хищническая система добычи не могла долго суще­ствовать, поскольку приводила к значительным безвозвратным поте­рям нефти в пласте. Осознание этого нашло отражение в ставшем классическим судебном деле Элиффа против «Тексас дриллинг компа-ни». На «право завладения» были наложены ограничения, устанавли­вающие требование составления для месторождения, разбитого на участки, принадлежащие различным пользователям, единого проекта разработки. Каждый из них получал право на добычу объема нефти, пропорционального количеству запасов на участке к общим запасам месторождения. Позднее различные штаты ввели очень жесткие пра­вила размещения добывающих скважин, с тем, чтобы предотвратить физическое и экономическое разбазаривание ресурсов сырой нефти и поощрять рациональную разработку месторождений. В настоящее время в мире такой порядок является общепринятым. Промышленная добыча газа началась позже нефти, вследствие чего эти проблемы не проявились здесь так остро.

В России Закон РФ «О недрах» (ст. 1.2), установив, что недра, а соответственно, и их ресурсы в естественном состоянии могут нахо­диться только в государственной собственности, определил, что ис­пользование недр может осуществляться предприятиями и организа­циями любой формы собственности, предусмотренной законодатель­ством, и, соответственно, добытые из недр полезные ископаемые, а также результат использования других ресурсов недр (энергетических и др.) и их полезных свойств, могут находиться в федеральной госу­дарственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципаль­ной, частной и в иных формах собственности.

Учитывая специфику предмета своего регулирования, ФЗ «О дра­гоценных металлах и драгоценных камнях» [74] дал более разверну­тое определение и установил, что добытые из недр драгоценные ме­таллы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, пра­вомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоцен­ных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоцен­ных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено ли­цензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договора­ми поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов.

При этом Закон [74] установил, что собственником незаконно до­бытых драгоценных металлов и драгоценных камней является РФ.

Учитывая специфику полезных ископаемых, законодательство пре­дусматривает ограничения в реализации права собственности на до­бытые полезные ископаемые в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней. Аффинированные драгоценные металлы в стан­дартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные дра­гоценные камни в рассортированном виде в приоритетном порядке предлагаются:

  • уполномоченному федеральному органу исполнительной влас­ти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

  • уполномоченным органам субъектов РФ, на территории кото­рых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения Государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.

Перечисленные органы и организации пользуются преимуществен­ным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условии предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключе­ния договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи, производства и авансирования (вы­дачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и орга­низаций по указанным договорам.

В процессе обработки и подготовки добытого минерального сырья к реализации, придания ему товарных кондиций, а также первичной его переработки, часть добытой продукции превращается в отходы. Отходы горнодобывающего производства являются объектом граж­данских прав. Отношения, возникающие в связи с их использованием и связанных с этим перерабатывающих производств, регулируются Законом РФ «О недрах» и другими федеральными законами.

В соответствии с ГК РФ право собственности на отходы принад­лежит собственнику добытых полезных ископаемых. И только если они брошены или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою соб­ственность, приступив к их использованию или совершив иные дей­ствия, свидетельствующие об обращении их в собственность.

В соответствии с законодательством о недрах переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться либо в рамках лицензии на разведку и добычу, либо по самостоятельной лицензии, предоставляемой владельцу ли­цензии на право добычи полезных ископаемых либо иному юриди­ческому лицу.

Переработку как отношения по поводу добытого минерального сырья, как уже отмечалось, не следует относить к предмету горного права. Однако законодательство о недрах отнесло его к сфере недро­пользования, в связи с чем следует рассмотреть ее более подробно. По гражданскому законодательству РФ переработка является одним из оснований приобретения права собственности (ст. 220 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором, право собственности на но­вую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретает собственник материа­лов. Однако когда стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобре­тает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработ­ку для себя. Если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость ее переработки, а в случае приобретения права собственности переработчиком он обязан возме­стить стоимость материалов. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий переработчика, вправе требовать передачи ему новой вещи и возмещения причиненных убытков.

Форма собственности на добытую продукцию определяется и яв­ляется одним из основных условий права пользования недрами. При этом в лицензионном договоре или в СРП должен быть четко опреде­лен момент перехода прав собственности на ресурсы недр, включая использование их любых полезных свойств, от государства к владель­цу лицензии. Для жидких и газообразных полезных ископаемых мо­ментом или точкой перехода права собственности может быть, напри­мер, забой или устье скважины.

Специфически решается этот вопрос в случае соглашений на усло­виях раздела продукции. Вся добытая продукция считается государ­ственной, пока она не достигнет по технологической цепочке (извле­чение, очистка, первичная обработка, хранение, внутрипромысловый транспорт) так называемой «точки раздела». Именно в этой точке и происходит раздел продукции между государством и владельцем ли­цензии. Владелец лицензии становится собственником только той части добытый продукции, которую ему государство передало по условиям соглашения в точке раздела. Все технологические операции, которые владелец лицензии или его оператор осуществляет до точки раздела, т.е. извлечение полезного ископаемого и др., он осуществляет в каче­стве подрядчика государства. В качестве точки раздела обычно уста­навливается задвижка: на выходе с месторождения на входе в магис­тральный трубопровод, на входе в экспортный терминал, на входе на нефтеперерабатывающий завод.

При использовании других полезных свойств недр возникновение права собственности недропользователя на продукцию или некоторый полезный результат обычно относится к моменту начала производ­ственного цикла.