Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перец.doc
Скачиваний:
221
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
3.01 Mб
Скачать

Раздел II «Геологическое изучение недр» по сравнению с [20] был дополнен положениями, регламентирующими порядок передачи раз­веданных месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения.

Был введен принцип бесплатного предоставления недр в пользова­ние. Отказ от платности недропользования в тот период носил поли­тический характер. С переходом к реальным рыночным отношениям он был вновь восстановлен.

Для добычи полезных ископаемых недра предоставлялись в пользо­вание на основе акта, удостоверяющего горный отвод. Вводилась система горного надзора. При этом не регламентировался механизм предоставления горного отвода и не устанавливались полномочия органов горного надзора, а содержались отсылки к специальным за­конодательным актам, которые на практике заменялись инструктив­ными документами ведомственного характера, имевшими в тот пери­од по существу статус закона.

Срок пользования недрами практически не регламентировался. Фор­мально указывалось, что пользование может быть срочным и бессроч­ным. Но не оговаривался механизм установления срочного пользова­ния, которое могло быть продлено «при необходимости». Кто и как должен был ее определять, не указывалось.

В целом многие статьи Кодекса, как и базового закона [20] носили в основном декларативный характер, поскольку не содержали меха­низма реализации тех или иных правовых норм.

В соответствии с тремя первыми видами пользования недрами в трех последующих разделах устанавливались общие требования к ведению и учету работ, порядку проектирования, строительства и эксплуатации месторождений и т.п.

По каждому виду пользования недрами (геологическое изучение, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подзем­ных объектов) регламентировались требования к ведению соответ­ствующих работ.

Были даны основные требования в области геологического изуче­ния недр.

Прямо указывалось, что предприятия, осуществляющие эти рабо­ты, были обязаны обеспечить:

— рациональное, научно обоснованное направление и эффектив­ность по геологическому изучению недр;

— полное изучение недр и условия их освоения;

— достоверность оценки ресурсов и их геолого-экономическую оценку;

— выполнение установленных экономических требований и др. В раздел IV «О пользовании недрами» по сравнению с [20] была

введена новая статья об особенностях разработки месторождений торфа, запасы которого в РСФСР были достаточно велики.

Предусматривалось, что геологоразведочные работы осуществля­ются самостоятельным геологическим ведомством (министерством), которое после открытия месторождения, подсчета и утверждения за­пасов должно передать его для промышленного освоения соответ­ствующим специализированным министерствам, осуществляющим руководство разработкой месторождений того или иного вида полез­ных ископаемых (уголь, нефть и газ и т.п.).

В целях обеспечения эффективной разведки и рациональной раз­работки месторождений проектирование предприятий по их освое­нию (речь в законе шла именно о предприятиях, а не о самих место­рождениях) могло проводиться только после утверждения запасов и принятия решения о целесообразности промышленного освоения месторождения. Проекты создания таких предприятий должны были предусматривать:

— размещение сооружений и способы разработки месторождений, обеспечивающие наиболее рациональное и эффективное использова­ние запасов;

— сохранение и учет попутно добываемых продуктов;

— меры безопасности населения, охраны недр и окружающей природной среды.

Осуществление освоения месторождений допускалось только в соответствии с утвержденными проектами и схемами их разработки. Специализированным ведомствам в законодательном порядке поруча­лось утверждение правил, в частности, разработки нефтяных и газо­вых месторождений. Были сформулированы основные требования к разработке месторождений полезных ископаемых, порядок ликвида­ции и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых.

Такие правила были созданы и с незначительными изменениями и дополнениями действуют до настоящего времени.

Впервые в достаточно полном виде были сформулированы в зако­не основные требования в области охраны недр. Указывалось, что «все недра СССР подлежат охране». Контроль и надзор за реализаци­ей этих требований возлагался на органы государственного горного надзора и государственного геологического контроля, которые эффек­тивно пользовались предоставленными им полномочиями. А полно­мочия им были предоставлены весьма широкие. Они имели право проверять правильность разработки месторождений, давать обязатель­ные для исполнения указания об устранении выявленных недостатков и нарушений, приостанавливать работы, если они не соответствуют утвержденным проектам и т.п.

Рассматриваемые законодательные акты [20, 21] установили дос­таточно четкие общие принципы государственного учета запасов и месторождений. Все запасы и месторождения подлежали государствен­ному учету, предусматривалось составление государственного кадас­тра месторождений и баланса запасов полезных ископаемых, порядок утверждения и списания запасов. Все эти положения, за исключени­ем, пожалуй, ведения кадастра, были детально регламентированы в общесоюзных инструктивных документах. Заключительные разделы содержали правовые нормы разрешения споров по вопросам пользо­вания недрами, определения ответственности за нарушение законода­тельства о недрах, порядка заключения международных договоров.

В Кодексе [21] по сравнению с [20], в разделе IX «Разрешение споров» значительное место было уделено компетенции органов госу­дарственного управления в разрешении споров по вопросам пользо­вания недрами, а также определению ответственности за различные нарушения законодательства о недрах (раздел X).

Необходимо отметить, что оба акта [20, 21] прямо возлагали зна­чительную ответственность за организацию пользования недрами на Совет Министров СССР и Советы народных депутатов. Был разрабо­тан, утвержден и действовал большой пакет различных ведомствен­ных документов, четко устанавливавших механизм реализации того или иного законодательного положения. Этот пакет был достаточно динамичен. По мере развития той или иной отрасли недропользова­ния, реформирования условий производственно-хозяйственной дея­тельности предприятий и других факторов устаревшие инструктив­ные документы корректировались или заменялись новыми. Централи­зованная система управления в этом смысле действовала весьма эффективно, заменяя, по существу, законодательные акты. Переход на рыночные отношения, отказ от административно-командных методов управления принципиально изменили роль и значения ведомственных инструкций. Объективно их роль теперь должны выполнять законода­тельные акты. Однако для такого перехода необходимо длительное время. Это показала практическая деятельность первых лет перестрой­ки хозяйственного механизма.

Практическая роль как союзного, так и российского законов была невелика. В основном они подменялись административными актами Правительства и министерств. При всех недостатках такой системы она более оперативно реагировала на экономические, коммерческие и геолого-технические изменения производства.

В середине 80-х годов после начала перестройки и реформирова­ния политической и экономической системы России, соответствую­щие изменения в систему недропользования были внесены лишь в начале 90-х годов принятием Закона «О недрах» [30], с которого и начинается современный период развития горного права.