Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перец.doc
Скачиваний:
221
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
3.01 Mб
Скачать

3.6. Право собственности на имущество недропользователя

Имущество и активы недропользователя, которыми он владел до начала работ на лицензионном участке, являются его собственностью, и в отношении их действуют общие правила. В отношении имуще­ства, приобретенного или созданного недропользователем, так же, как и в отношении геологической информации, следует придерживаться

принципа: имущество является собственностью того, кто оплатил его создание или приобретение.

В недропользовании источником покрытия затрат является до­бытая продукция. В этой связи определяющим условием установ­ления правомочий собственности на имущество является атрибу­ция права собственности на добытую продукцию. В соответствии с Законом РФ «О недрах» право собственности на «добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы» определяется лицен­зией [ст. 1.2, часть 3].

В настоящее время действует два режима. В условиях лицензион­ного соглашения, регулируемого Законом РФ «О недрах», указывает­ся, что добытая продукция является собственностью недропользова­теля, т.е. переход права собственности от государства, владельца недр, к недропользователю происходит в момент извлечения полезного ис­копаемого: для твердых — в забое, для жидких и газообразных — на устье скважины. Исходя из этого все имущество, вновь созданное или приобретенное недропользователем за счет выручки от реализации добытой продукции, является его собственностью. Несколько иначе обстоит дело в случае освоения недр на условиях СРП. В соответ­ствии с законодательством вся добытая продукция является собствен­ностью государства до так называемой «точки раздела». Такой «точ­кой» является пункт, где происходит раздел продукции перед ее реа­лизацией. Для нефтяных и газовых месторождений это обычно точка на выходе с промысла или на входе в магистральный трубопровод. В этой точке государство передает часть своей продукции недропользо­вателю для покрытия его затрат по поискам, разведке и добыче. Ины­ми словами, государство предоставляет недропользователю средства для приобретения имущества. Недропользователь выступает в данном случае в качестве исполнителя воли государства — заказчика, т.е. по сути дела — в роли его подрядчика. Если имущество приобретено до начала добычи и реализации продукции, оно является собственно­стью недропользователя. Однако и здесь возможна иная трактовка. Недропользователь для приобретения имущества берет кредит в бан­ке, предъявляя в качестве гарантий подписанное с государством СРП, в котором указано, что государство обязуется передать недропользо­вателю часть продукции. Дело банка уточнить — хватит этой продук­ции для возврата кредита или нет. Если банк считает, что достаточно, он предоставляет кредит. По сути дела, кредит предоставляется госу­дарству через посредничество недропользователя, а средства для по­крытия кредита предоставляет государство. Отсюда все приобретен­ное имущество по существу является собственностью государства. При этом недропользователь пользуется этим имуществом безвозмез­дно и несет бремя содержания и риск случайной гибели или повреж­дения имущества, что в соответствии со статьями 210 и 211 ГК РФ должно быть зафиксировано в СРП. Подобная трактовка прав соб­ственности на имущество является типичной для режима СРП в мире [127]. Подтверждение такой практики приводится в обобщении пра­вовых норм на владение имуществом в нефтяной промышленности, содержащееся в работе «Основные формы деловых взаимоотношений в мировой нефтедобывающей промышленности», опубликованной в 1992 г. американской консалтинговой фирмой «Барроус компани инк», имеющей крупнейшее в мире собрание нефтяных законов и контрак­тов на разведку и добычу нефти и газа.

Согласно законодательству и контрактным взаимоотношениям не­которых стран, право на владение имуществом, ввозимым добываю­щей компанией для выполнения работ по добыче, переходит в соб­ственность государства либо с момента его ввоза, либо по мере по­крытия его стоимости за счет добытой продукции. Это не относится к имуществу, сдаваемому в аренду, как, например, буровым установ­кам, используемым в рамках контракта. В данном случае компании предоставляется право на владение таким имуществом до истечения срока аренды.

В тех случаях, когда компания владеет промысловыми сооружени­ями, законодательство или соглашение часто предусматривают пере­ход права собственности на него к государству после истечения срока действия соглашения. Если к тому времени добыча еще продолжает­ся, такая оговорка может оказаться полезной для государства. С дру­гой стороны, если месторождение полностью разработано, может возникнуть необходимость убрать промысловые сооружения по эко­логическим или другим соображениям, что может оказаться довольно дорогостоящим мероприятием. Поэтому целесообразно, чтобы зако­нодательством была предоставлена государству возможность выбора: либо завладеть промысловыми сооружениями, либо предписать ком­пании осуществить их ликвидацию на определенных условиях.

Российское законодательство об СРП установило, что имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью ин­вестора, если иное не предусмотрено соглашением.

Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имуще­ства полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, кото­рые предусмотрены соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для прове­дения работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения (ст. 11 ФЗ «О СРП»). Российское законодательство, в отличие от законодательства большинства госу­дарств, где недропользование осуществляется на условиях раздела продукции, устанавливает возможность, а не обязательство перехода права собственности на имущество от недропользователя к государ­ству. В ряде ситуаций обе стороны могут быть заинтересованы в от­казе от обязательного перехода права собственности на имущество к государству. Это происходит, в частности, когда недропользователь предполагает выпуск акций и котировку их на бирже. Стоимость ак­ций определяется стоимостью активов. Если недропользователь не будет иметь титула на право собственности на промысловое имуще­ство, его акции ничего не будут стоить, со всеми последствиями от этого. В проектах и заключенных СРП в последние годы в России, как правило, указывается, что имущество принадлежит недропользовате­лю, и он вправе по окончании работ передать его государству. В слу­чае перехода к государству права собственности на указанное имуще­ство, порядок его отнесения к федеральной собственности и (или) к собственности субъекта РФ, а также порядок дальнейшего использо­вания этого имущества, определяются на основе договора, заключае­мого между Правительством РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 11 ФЗ «О СРП»).

Контрольные вопросы

  1. Понятие собственности в гражданском праве. Триада: владение, пользова­ние, распоряжение применительно к недропользованию.

  2. Право собственности на недра, соотношение прав собственности на землю и на недра.

  3. Право собственности на добытую продукцию.

  4. Право собственности на геологическую информацию.

  5. Право собственности на имущество, созданное или приобретенное в про­цессе добычи полезных ископаемых.