Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

1 См.: Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определе­ния. 1992-1996. С. 609-623.

2 Иллюстрацией может служить возврат Президентом РФ без рассмотрения про­екта Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федера­ции» из-за нарушения процедуры его повторного рассмотрения после отклонения Пре­зидентом. В своем постановлении от 6 апреля 1998 г. Конституционный Суд РФ обязал Президента подписать данный Закон (см.: Конституционный Суд Российской Федера­ции. Постановления. Определения. 1997- 1998. С. 230 и след.).

Рассматриваемая конституционная формула включает обязан­ность гарантировать не только Конституцию в целом, но и права и свободы человека и гражданина. Почему рядом с обеспечением Кон­ституции в целом названа отдельно именно эта конституционная цен­ность? Дело в том, что ст. 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В конечном итоге ох­рана суверенитета, целостности государства предназначена именно для обеспечения в полном объеме прав и свобод. Таким образом, Кон­ституция закрепляет не обязанность Президента по защите или вос­становлению нарушенных прав и свобод конкретных людей (для этого существуют специализированные государственные структуры), а по обеспечению условий, при которых и осуществление, и охрана, и защи­та этих прав и свобод могут быть реальными, т.е. условий полноцен­ного конституционного порядка.

Вторая крупная конституционная задача Президента РФ — опре­деление основных направлений внутренней и внешней политики. Часть 3 ст. 80 Конституции РФ, закрепляющая эту задачу (функцию), кор­респондирует с п. «е» ст. 84 Конституции, где закрепляется главная, но не единственная форма реализации данной функции — ежегодные послания Федеральному Собранию о положении в стране и об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики.

Определение основных направлений политики не является типич­ной задачей главы государства в полупрезидентских республиках, конституции которых если и говорят о посланиях президентов, то, как правило, имея в виду не императивный, а информационный характер таких документов. Даже при президентской форме правления глава государства обычно не наделяется правом определять направления политики. Так, в США, являющихся наиболее ярким примером пре-, зидентской республики, Конституция говорит лишь о том, что «Пре­зидент периодически представляет Конгрессу сведения о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными» (разд. 3 ст. II).

Почему же в российской Конституции появилась такая широкая формулировка одной из ключевых президентских функций? Ответ, как всегда, следует искать в истории, прежде всего недавней. До принятия ныне дейбтвующей Конституции Россия жила по Конституции РСФСР 1978 г. И хотя в нее были внесены (1990—1993 гг.) многочисленные и довольно существенные изменения и дополнения, она сохранила некото­рые принципиальные элементы советского типа власти, не признающего разделения властей. В частности, согласно ст. 104 прежней Конституции Съезд народных депутатов (даже уже при наличии Президента стра­ны) определял «внутреннюю и внешнюю политику Российской Феде­рации» и правомочен был «принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации».

Неудивительно, что возникло системное противостояние между двумя институтами власти (законодательным органом и Президен­том), усугублявшееся еще и тем, что перед страной стоял историчес­кий выбор — продолжать или сворачивать преобразования во всех сферах жизни. Как известно, драматически протекавший конфликт разрешился не в пользу депутатского корпуса и процесс по доработке проекта Конституции оказался под контролем Президента. Это не оз­начает, что в результате была выработана конституция с «диктатор­скими полномочиями» главы государства. В целом баланс полномо­чий между разными ветвями власти в Конституции РФ соблюден. Тем не менее предшествующее развитие событий наложило некото­рый отпечаток на конституционные положения. Президентская функ­ция определения основных направлений внутренней и внешней поли­тики является одним из ярких примеров такого влияния.

В то же время нельзя не заметить, что в отличие от прежней Кон­ституция РФ определяет пределы осуществления данной функции. Прежде всего она закрепляет необходимость соответствия «основных направлений» Конституции и федеральным законам. Кроме этого, огра­ничения для определения основных направлений диктуются самим принципом разделения властей, согласно которому (ст. 10 Конститу­ции РФ) «органы законодательной, исполнительной и судебной влас­ти самостоятельны». Это означает, что Президент РФ не вправе втор­гаться в компетенцию иных государственных органов.

Какую же роль тогда играют послания Президента Федеральному Собранию об основных направлениях внутренней и внешней поли­тики?

Во-первых, официально заявленные президентские позиции непо­средственно влияют на составление плана законопроектных работ, прежде всего в Государственной Думе. Объединенная комиссия по ко­ординации законопроектной деятельности, включающая в себя пред­ставителей всех ветвей власти, была образована как раз на основе одного из посланий Президента РФ.

Во-вторых, парламент получает достаточно ясную информацию о намерениях Президента, как текущих, так и на перспективу. Это за­ставляет парламентариев учитывать позицию главы государства, строить на этом линию своей деятельности.

В-третьих, становится известной «идеология» тех или иных зако­нопроектов, законодательных предложений. Эта «идеология» может не разделяться парламентскими фракциями. Однако ее приходится учитывать, поскольку право отклонения законов находится в руках Президента.

Одной из характерных черт института президента является нали­чие представительской функции главы государства. Ей непосредст­венно посвящена ч. 4 ст. 80 Конституции РФ. При этом данная норма разбивается на две смысловые части.

Конституционная формула «представляет Российскую Федера­цию внутри страны» означает, что Президент выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношениях прежде всего с властны­ми структурами субъектов Федерации. Это весьма важно. Ярким при­мером названной роли Президента может служить подписание им от имени федеральной власти договоров о разграничении предметов ве­дения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации.

Президент представляет Российскую Федерацию в качестве госу­дарства (в смысле совокупной публичной власти) также во взаимоот­ношениях со всевозможными структурами гражданского общества. Однако во всех случаях представительства Президент вправе исполь­зовать только те полномочия, которые установила для него Конститу­ция РФ.

Сказанное не означает, что руководители иных федеральных орга­нов власти не вправе вступать в отношения с органами власти субъек­тов Федерации или общественными структурами. Но они могут пред­ставлять при этом лишь соответствующий государственный орган, но никак не государство (Федерацию) в целом.

Акцент в реализации названной функции несколько меняется, когда речь идет о представительстве Российской Федерации в между­народных отношениях. Здесь Президент олицетворяет Россию не в качестве федерального уровня власти и не в качестве государства-ап­парата, а как субъекта международных отношений, как суверенную и независимую страну. Это прежде всего означает, что Президент под­писывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России (в данном случае наиболее применима норма ст. 1 Конститу­ции о равнозначности наименований «Российская Федерация» и «Россия») либо поручает это тому или иному государственному долж­ностному лицу.

Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

В соответствии со ст. 81 Конституции Президент РФ избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом в Конституции называется ряд условий, необходимых для баллотировки в качестве кандидата в Президенты России.

Во-первых, в Конституции РФ указан минимальный возраст для избрания Президентом 35лет. Это акцентирует внимание только на одном обстоятельстве — жизненном опыте, позволяющем возглавлять государство. Надо отметить, что такой минимальный возраст для кан­дидата в президенты достаточно невысок по сравнению с другими странами. Например, даже в парламентских республиках этот возраст выше: в ФРГ — 40 лет, в Италии — 50 лет.

Что же касается ограничения максимального возраста, то дейст­вующая Конституция России его не предусматривает (в отличие от предыдущей Конституции, по которой устанавливалось ограничение в 65 лет). Это было обусловлено тем, что соответствующая норма о возрасте Президента вносилась в то время, когда были еще свежи вос­поминания о престарелых генеральных секретарях ЦК КПСС, и пото­му еще существовала неприязнь к пребыванию у власти пожилых людей. Со временем эта неприязнь стала меньше, тем более что миро­вой опыт свидетельствует о вполне разумном «правлении» и пожилых людей, а также о том, что главное — не возраст, а демократический механизм замещения соответствующей должности и наличие право­вых рамок деятельности — компетенции должностного лица.

Во-вторых, для кандидата в Президенты конституционно установ­лен 10-летний срок постоянного проживания в Российской Федерации в качестве российского гражданина. При этом может возникнуть одна юридическая проблема: какой момент считать окончанием минималь­но установленного срока проживания — день выдвижения человека кандидатом в Президенты, регистрации кандидата, выборов Прези­дента (первого тура), вступления в должность вновь избранного Пре­зидента или любой 10-летний отрезок жизни? Эта проблема пока не была актуальной, но вполне может стать таковой в будущем. Напри­мер, перед избирательной президентской кампанией 1996 г. в средст­вах массовой информации среди претендентов назывался А.И. Солже­ницын. Но тогда бы возник поставленный выше вопрос, поскольку писатель долгое время жил в изгнании и к моменту выборов 10-лет­ний срок постоянного проживания был еще далек от окончания, хотя в России (СССР) в общей сложности Солженицын прожил гораздо более 10 лет. Представляется, что исходя из смысла рассматриваемой конституционной нормы, а также основываясь на аналогии права, окончанием 10-летнего срока необходимо считать день проведения выборов Президента, назначенный в соответствии с Федеральным за­коном от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Феде­рации»1.