Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

1 См.: Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определе­ния. 1992-1996. М." 2001. С. 29-33.

Следовательно, по этим вопросам Федеральное Собрание может принять федеральный^закон о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ.

Как видим, Конституция РФ достаточно сильно защищена от про­извольного ее изменения и дополнения.

Порядок внесения поправок в новую российскую Конституцию подвергается критике. Основанием является весьма усложненный для одних разделов и практически запретительный — для других порядок. Такая жесткость Конституции вряд ли оправданна.

Стабильность конституции, разумеется, не означает, что Консти­туция РФ вовсе не нуждается ни в каких изменениях. Разработка Конституции происходила в условиях жесточайшего политического противостояния. Это не могло не сказаться на юридическом качестве отдельных статей. В новой политической ситуации и на базе принятой Конституции ее совершенствование — оправданный и правомерный процесс. Но при этом важно действовать без спешки, не поддаваться сиюминутной политической конъюнктуре, учитывать тот практичес­кий опыт, который будет накапливаться при реализации положений Конституции по мере развития общества.

§ 5. Классификация (виды) конституций

Многообразие конституций позволяет их классифицировать, т.е. установить закономерно существующие общие признаки, что дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания. Классификация конституций, как и любая классификация, условна, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам. Они различаются не только тем, что в них учтены национальные и исторические особенности дан­ного государства, но и способами их разработки и принятия.

В науке конституционного права существовало деление конститу­ций на писаные и неписаные.

Писаные конституции — самостоятельные юридические акты. Это могут быть единый юридический акт (конституция, основной закон, статут, устав и т.д.) либо совокупность законов (Великобри­тания, Новая Зеландия). Например, в Великобритании под консти­туцией понимается совокупность законов, таких, в частности, как Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг. В последние десятилетия приняты парламентские акты, которые можно с полным основанием вклю­чить в число писаных источников конституционного права. В то же время о существовании в Великобритании неписаной конституции свидетельствует то, что большой массив конституционных принци­пов и норм существует в форме судебного прецедентного права и

конституционных обычаев (например, в деятельности парламента, правительства).

Классификация конституций на писаные и неписаные сегодня в значительной мере утратила смысл.

Конституции можно классифицировать и по времени их действия. Так, одни конституции имеют неограниченный срок действия, дру­гие — принимаются на определенное время. Следовательно, есть кон­ституции постоянные и временные.

Большинство конституций мира — постоянные, что не означает их неизменности или вечности. В истории ряда стран мира было принято до 20 и более постоянных конституций (Боливия, Венесуэла и др.). История Франции знает 16 конституций — монархических и респуб­ликанских, демократических и реакционных. Конечно, множество конституций в стране объясняется не столько существенными измене­ниями в ее жизни, сколько политической борьбой, приводившей к че­редованию политических режимов и форм правления.

Некоторые конституции прямо устанавливают их постоянство, не­отменяемость. Так, Конституция Мексики 1917 г. является, согласно ст. 136, «нерушимой», а по Конституции Греции 1975 г. греки право­мочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке от­менить Конституцию (ст. 120).

История конституционного развития знает немало и таких консти­туционных актов, которые принимались на определенный про­межуток времени, на переходный период. Такие конституции называ­ются временными.

По порядку изменения и дополнения конституции делят на гибкие и жесткие. Конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство, относятся к гибким. Гиб­кими считаются конституции Княжества Монако, Саудовской Аравии и ряда других стран. Если изменения в конституцию вносятся в более сложном порядке, чем в текущие законы, она считается жесткой. Жесткость конституций обеспечивается: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); утвержде­нием поправок субъектами федерации (Германия, Российская Феде­рация, США); повторным принятием поправок парламентом следую­щего созыва (Греция) и т.д.

Есть конституции, отдельные положения которых имеют не оди­наковую степень жесткости (Индия).

В зависимости от формы правления государств конституции можно классифицировать на конституции' государств, являющихся монархиями, и конституции государств, являющихся республиками.

Примером первого вида служит Конституция Японии 1977 г., второ­го — Конституция Франции 1958 г.

По своему содержанию, основной направленности, что зависит от господствующего в обществе и государстве политического режима, конституции могут быть демократическими, авторитарными, реакци­онными и т.д. Нередко авторитарные и тоталитарные режимы прикры­ваются демократическими конституциями, которые таким образом те­ряют реальный характер.

Конституции можно разделить на конституции унитарных госу­дарств и конституции федеративных государств. В свою очередь в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, кантонов, про­винций, республик, областей и т.п.). Федеральная конституция за­крепляет принципы федерализма, разграничение компетенции между федерацией и ее составными частями, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы организации государственной влас­ти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов фе­дерации.

В Российской Федерации, помимо федеральной Конституции, каждая республика (их в составе Российской Федерации 21) имеет свою конституцию, что вытекает из статуса республики как государст­ва. Другие субъекты Федерации — края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа — имеют уставы.

Субъектам Российской Федерации обеспечивается широкая само­стоятельность в установлении пределов конституционного и уставно­го регулирования. Они сами решают вопросы о системе своих органов государственной власти, их названии, структуре, компетенции, о на­личии главы субъекта Федерации (в республиках — президента, в краях и областях — губернатора и т.д.) и его компетенции, определяют взаимоотношения между органами законодательной и исполнитель­ности власти, систему органов местного самоуправления. Конститу­ция РФ закрепляет лишь то, что обеспечение такого соответствия на­ходится в совместном ведении Федерации и ее субъектов (п. «а» ч. 1 ст. 72). Важно, однако, обратить внимание на то, что указание в Кон­ституции РФ на «совместное ведение» не определяет, какие вопросы в этой сфере правомочна решать Федерация, а какие — ее субъекты. Поэтому при определении меры участия Федерации в решении во­просов о соответствии федеральной Конституции конституций рес­публик и уставов других субъектов Федерации необходимо иметь в виду другие положения Конституции РФ.

Ни одному из положений гл. 1 федеральной Конституции не могут противоречить конституции республик и уставы других субъектов

Федерации. Субъекты Федерации не вправе устанавливать какие-либо ограничения этих положений Конституции РФ.

Необходимо указать и на положение федеральной Конституции о том, что «права и свободы человека и гражданина являются непосред­ственно действующими». Они в соответствии с Конституцией «опре­деляют смысл, содержание и применение законов, деятельность зако­нодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Следовательно, субъекты Фе­дерации не вправе ограничивать прямое действие норм федеральной Конституции и установленный ею объем прав и свобод человека и гражданина. Субъекты Федерации в своих конституциях или уставах могут лишь усиливать правовые и иные гарантии реализации тех прав и свобод, которые записаны в федеральной Конституции.

Соответствие конституций республик и уставов других субъектов Федерации Конституции РФ обусловливается еще рядом положений последней. Так, статус республики определяется федеральной Кон­ституцией и конституцией республики (ч. 1 ст. 66), а статус края, об­ласти, города федерального значения, автономной области и автоном­ного округа — федеральной Конституцией и уставами этих субъектов Федерации (ч. 2 ст. 66). Изменение же статуса субъекта Федерации может быть осуществлено только по взаимному согласию Федера­ции и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66). Кроме того, Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия по представлению законодательных и испол­нительных органов автономной области, автономного округа феде­рального закона об автономной области, автономном округе (ч. 3 ст. 66). Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соот­ветственно, органами государственной власти края или области.

Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны исходить из положения федеральной Конституции о том, что установление общих принципов организации системы органов госу­дарственной власти и местного самоуправления находится в совмест­ном ведении Федерации и субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72). Но в отличие от других положений ст. 72 федеральной Конституции о предметах совместного ведения, это положение конкретизируется в ст. 77: Рос­сийская Федерация устанавливает путем принятия федерального за­кона общие принципы организации представительных и исполнитель­ных органов государственной власти.

Понятие «соответствие конституций республик и уставов других субъектов Федерации федеральной Конституции» имеет правовое со­держание, которое может быть установлено путем анализа соответст­вующих норм Конституции РФ и норм конституций республик и ус­тавов других субъектов Федерации. Поэтому разрешение дел о таком соответствии возложено на Конституционный Суд РФ по запросу перечисленных в ст. 125 Конституции РФ государственных органов. Положения конституций республик и уставов других субъектов, при­знанные Конституционным Судом РФ не соответствующими феде­ральной Конституции, утрачивают силу немедленно.

Причины такого несоответствия могут быть различными. Так, не­которые конституции республик были приняты до принятия феде­ральной Конституции и, естественно, не учли ее новых требований. Немаловажную роль сыграла и проявившаяся в начале 90-х гг. так называемая суверенизация республик. Вместе с тем отсутствуют до настоящего времени некоторые важные федеральные законы, которые конкретизировали бы федеративные отношения. Принятие таких за­конов предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 3, 4, 5 ст. 66; ст. 77 и др.).

Итак, Конституция Российской Федерации 1993 г. является по со­держанию конституцией демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1), по форме вы­ражения — писаной, по времени действия — постоянной и по порядку изменения — жесткой.

В науке конституционного права подчас различают конституцию как явление естественного права (до закрепления в качестве закона) и как явление позитивного права (в виде закона), а также юридическую и фактическую конституции.

Конституция в ее естественно-правовом понимании, по существу, означает идеальное представление о ней, исходя из общепризнанных правовых, общедемократических принципов, требований морали, про­грессивного общественного сознания, потребностей общественной практики, уровня развития общечеловеческого прогресса.

Конституция в ее позитивном понимании есть юридический акт (собрание актов), система норм позитивного права, принятых в уста­новленном порядке и являющихся обязательными для всех участни­ков общественных отношений.

Юридическая конституция — это определенная система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу. Фактическая же консти­туция — это реально складывающиеся правила по поводу регулирова­ния основ государственного и общественного строя. Юридическая конституция закрепляет такие основы в момент ее принятия, вот по­чему динамика соотношения юридической и фактической конститу­ций достаточно сложна. Развивающиеся общественные отношения не-

редко опережают конституционные нормы, регулирующие эти отно­шения. Конституция может стать тормозом общественного развития, когда дистанция между конституцией и действительностью становит­ся все более значимой. В связи с этим возникает проблема отражения в юридической конституции реально сложившейся фактической кон­ституции, что ведет к изменению или принятию новой конституции или существенных поправок к ней. В самую старую в настоящее время конституцию — конституцию США внесено всего 27 поправок, но очень существенных и важных, а также многочисленные дополнения в виде судебных прецедентов, законов, актов Президента. Лишь немно­гие конституции мира сохранили свой первоначальный текст ввиду жесткости их изменения или в связи с гибкостью своих формули­ровок.