Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

§ 2. Органы юстиции

Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции. В Российской Федерации оно носит центра­лизованный характер, и его статус в настоящее время определяется, кроме Конституции РФ, Положением о Министерстве юстиции РФ и другими правовыми актами. В соответствии с п. 3 этого Положения на Министерство возложено выполнение следующих основных функ­ций:

участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;

организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

обеспечение условий функционирования судов общей юрисдик­ции, в том числе военных судов;

государственная регистрация нормативных актов федеральных ор­ганов исполнительной власти;

регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

организация и развитие системы юридических услуг;

обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юсти­ции, повышение квалификации кадров;

участие в международно-правовой охране прав и интересов граждан.

Указом Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 в ведение Ми­нистерства юстиции РФ передана уголовно-исполнительная система, до этого находившаяся в ведении МВД России. В Указе отмечалось, что уголовно-исполнительная система Минюста России является пра­вопреемником уголовно-исполнительной системы МВД России1.

Указом Президента РФ от 3 декабря 1994 г. на Министерство юс­тиции РФ возложена также функция проведения экспертизы право­вых актов органов государственной власти субъектов Федерации.

В рамках организации и развития системы юридических услуг Министерство юстиции призвано содействовать деятельности адвока­туры — основного учреждения, оказывающего юридическую помощь и обеспечивающего защиту человека и гражданина в уголовном судо­производстве.

Министерству отведена довольно активная роль в организации и деятельности органов записи актов гражданского состояния (загса) и нотариата.

Деятельность нотариата близко примыкает к правоохранитель­ной деятельности, ибо, согласно ст. 1 Основ законодательства Рос­сийской Федерации о нотариате (1993 г.), нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, указанными Основами защиту прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Россий­ской Федерации.

Нотариальные действия весьма многочисленны и разнообразны. Почти полный перечень их дан в ст. 35 Основ законодательства о но­тариате. К ним относятся: привычные всем свидетельствования вер­ности копий документов и выписок из них, подлинности подписей на

документах, а также удостоверение сделок; выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложе­ние и снятие запрещения отчуждения имущества; удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте или факта его нахождения в живых; совершение исполнительных надписей; обеспе­чение доказательств и т.д. Все нотариальные действия так или иначе реализуют правоохранительную функцию, содействуют или могут со­действовать органам, прямо или опосредованно осуществляющим эту функцию.

Нотариат во всех государствах представляет собой неоднородное явление, состоящее из совокупности специально созданных государ­ством органов (государственных нотариальных контор), должностных лиц, обладающих правом осуществлять нотариальные действия, а также нотариусов, занимающихся частной практикой. В России и ряде других государств нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязательно являются членами нотариальной палаты — профессио­нального объединения, созданного на началах самоуправления. Кон­троль деятельности нотариусов возложен на органы юстиции, суды, нотариальные палаты и налоговые органы.

Министерства юстиции есть во всех крупных зарубежных государ­ствах за исключением Англии. Компетенция их зависит от националь­ных особенностей, исторических традиций и условий развития. Вследствие самобытного развития правовой системы в Англии управ­ление юстицией является децентрализованным.

Другие государства, в частности, большинство европейских, а также государства Южной и Центральной Америки, Африки, Япония, Египет, Турция взяли за образец французскую (романскую) систему управления юстицией. Считается, что функции министерства юсти­ции этих государств в основном копируют друг друга. Различия име­ются лишь в их объеме и в полномочиях министра юстиции по руко­водству судебной системой и контролю за деятельностью судебных органов. Помимо роли в организации и деятельности судов, мини­стерства юстиции там играют важную роль в процессе законоподгото-вительной и законотворческой деятельности, а также в кодификации и систематизации законодательства.

Во многих государствах министерства юстиции выступают как юрисконсульты правительства и парламента, т.е. дают справки и за­ключения этим органам по всем юридическим вопросам. В некоторых государствах (как и в России) в их ведении находится управление местами заключения. Например, во главе тюремных учреждений США стоит генеральный прокурор (он же — министр юстиции), под руководством которого функционирует федеральное Бюро тюрем,

возглавляемое директором. В штатах губернатором назначается ди­ректор по исправительным делам, который возглавляет соответствую­щий департамент по исправительным делам. Кроме того, при законо­дательном органе штата функционирует Комитет по исправительным делам, координирующий деятельность всех органов тюремной адми­нистрации в данном штате. При всем разнообразии типов тюремных учреждений в США основными являются федеральные пенитенциар­ные учреждения.

В силу указанной выше причины остановимся более подробно на компетенции министра юстиции Франции. Он руководит деятель­ностью органов суда и прокуратуры и играет определяющую роль при назначении судей и продвижении их по службе, при составлении списков лиц, намеченных к продвижению. По собственной инициати­ве или по постановлению соответствующего прокурора министр юс­тиции Франции может вызывать судей для объяснений, делать им в устной форме внушения и предупреждения, а также может передать дело о дисциплинарном проступке того или иного судьи в Высший совет магистратуры, председателем которого является Президент Рес­публики, а вице-председателем — министр юстиции. Высший совет магистратуры обеспечивает дисциплину судебно-следственных чинов, налагая на них дисциплинарные взыскания. Правом наложения дис­циплинарных взысканий на должностных лиц прокуратуры обладает только министр юстиции, что он делает на основе доклада специаль­ной комиссии.

Все должностные лица прокуратуры, суда и следствия назначают­ся на свои посты декретом Президента Франции на основе предложе­ний министра юстиции.

С 1964 г. центральный аппарат Министерства юстиции Франции включает, помимо кабинета, министра и канцелярии кабинета, сле­дующие подразделения: а) управление судебно-следственных органов (во Франции следственные суды организационно входят в штат су­дебных инстанций); б) управление по гражданским делам и государ­ственной печати; в) управление по уголовным делам и по делам о по­миловании; г) управление пенитенциарных учреждений; д) управле­ние общей администрации и хозяйственного обеспечения; е) служба по воспитанию несовершеннолетних и надзору за ними. Кроме того, министру юстиции подчинен главный инспектор судебных органов. Управление судебно-следственных органов осуществляет единую по­литику в сфере юридического образования и подготовки судебно-следственных кадров.

Министерство юстиции Франции обладает большими полномо­чиями в области законодательства. Им разрабатываются все законо­

проекты по вопросам правосудия, вносимые в Национальное собра­ние, а также подготавливаются все акты правительства относительно судебного ведомства. С 1951 г. широкие масштабы приобрела кодифи­кационная работа Министерства юстиции, которую оно осуществляет в тесном контакте с Государственным советом и Высшей комиссией по кодификации и упрощению законодательных и подзаконных актов.

Значительная роль отводится Министерству юстиции Франции в управлении делами адвокатуры (особенно в отношении стряпчих, входящих в состав адвокатуры). Стряпчие назначаются Министерст­вом юстиции по представлению адвокатских корпораций, которые осуществляют надзор за деятельностью стряпчих и могут налагать на них дисциплинарные взыскания, а также исключать любое лицо из числа стряпчих. Контроль деятельности совета адвокатских корпора­ций Министерство юстиции осуществляет через прокуратуру. Ей предоставлено право опротестования в апелляционный суд любого постановления этих советов. Такие же полномочия, по существу, имеет Министерство юстиции и в области управления нотариатом.

Министерство юстиции ФРГ как высший орган управления юсти­цией в стране, в отличие от соответствующих министерств Франции или Италии, подчиняется непосредственно Федеральному канцлеру, так как там отсутствует орган, подобный Высшему совету магистрату­ры. Кроме того, основная часть собственно управленческих функций ложится в ФРГ на министерства юстиции земель, но под контролем федерального министра. Министерство юстиции ФРГ обладает широ­кими полномочиями при подготовке и принятии законодательных актов, а также при их реализации. В ведении Министерства находятся Федеральная судебная палата, Генеральный федеральный прокурор при Федеральной судебной палате Германии, патентное бюро и Феде­ральный патентный суд в Мюнхене, Совещательный комитет по во­просам помилования в Бонне и другие учреждения. Министерство юстиции готовит выборы судей Федерального конституционного суда и всех высших инстанций федеральных судов, участвует в формиро­вании Федерального трудового суда, осуществляет надзор за рядом федеральных правоохранительных структур.

В Великобритании управление в области юстиции осуществляется одновременно тремя конкурирующими учреждениями: Департамен­том лорда-канцлера, Министерством внутренних дел, Департа­ментом генерала-атторнея и генерала-солиситора (так называемые юристы-короны). Функции лорда-канцлера близки по своему содер­жанию к функциям министра юстиции, так как он является главой судебного ведомства и связующим звеном между судебными, прави­тельственными и законодательными органами. Особенно велика его

роль в разработке законодательства, регулирующего работу суда. Кон­курирующими полномочиями в области судебного управления обла­дает министр (статс-секретарь) внутренних дел, ибо делит с лордом-канцлером ответственность за подбор, увольнение и назначение судебных чинов. Руководство пенитенциарными учреждениями и надзор за их деятельностью в Великобритании возложены на мини­стра внутренних дел, осуществляющего фактически и контроль над полицией графств. Министр внутренних дел является советником ко­ролевы при осуществлении ею помилования, несет ответственность перед парламентом за реализацию этой функции короны.

Управление юстицией в США тоже обладает определенной сте­пенью децентрализации, как и в Великобритании, что объясняется партикуляризмом права, наличием обособленных и формально неза­висимых друг от друга судебных систем — федеральной и штатов. Квалифицированное руководство судебной деятельностью в штатах осуществляет глава судебного ведомства.

Главными задачами Департамента, или Министерства юстиции США являются:

обеспечение принудительного исполнения федеральных законов;

дача правовых заключений и справок по судебным делам, затраги­вающим федеральные интересы;

толкование федеральных законов, в соответствии с которыми функционируют федеральные ведомства;

предъявление исков в Верховном суде США по делам, одной из сторон в которых являются США;

надзор за федеральными пенитенциарными учреждениями;

расследование и раскрытие нарушений федеральных законов;

представительство Правительства США в правовых спорах;

дача по просьбе Президента США и министров правовых заключе­ний и справок по вопросам применения действующего законодатель­ства;

руководство работой судебных исполнителей и федеральных ок­ружных прокуроров, надзор за их деятельностью.

В соответствии с названными функциями строится весь аппарат Департамента юстиции. В его структуре имеется несколько специаль­ных бюро и советов:

1) Федеральное бюро расследований (ФБР);

2) Бюро по надзору за федеральными пенитенциарными учрежде- ниями;

  1. Служба иммиграции и натурализации;

  2. Совет по рассмотрению апелляций по вопросам иммиграции;

  3. Совет по вопросам условного и досрочного освобождения.

В США параллельно действуют две системы органов судебного управления — федеральные органы судебного управления и органы судебного управления штатов. Органом судебного управления явля­ется также созданный в 1939 г. при Верховном суде Административ­ный офис судов США, которым руководит Совет судей4.

В последнее время в системе Министерства юстиции США созда­но новое подразделение — Управление юридических программ, кото­рое играет ключевую роль в оказании помощи правоохранительным органам в борьбе с преступностью и в совершенст 'Дании всей систе­мы криминальной юстиции. К его функциям относятся развитие и поддержка инновационных программ национального, штатного и местного уровней в вопросах противодействия преступлениям, свя­занным с наркотиками и насилием, в совершенствовании юридичес­кой практики по делам о преступлениях несовершеннолетних; в ока­зании помощи жертвам преступлений. Законы о борьбе с незаконным оборотом наркотиков 1988 г., о защите жертв преступлений 1984 г., о предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних 1974 г. позволяют Управлению юридических программ маневрировать свои­ми средствами и осуществлять свои планы при максимально эффек­тивном использовании ограниченных ресурсов. Выполнение этих функций предполагает тесное взаимодействие со всеми правоохрани­тельными органами, правительственными службами, общественными организациями, учеными в области теории и практики криминальной юстиции.

Следует обратить внимание на то, что адвокатура во всех государ­ствах представляет собой организованное особым образом объедине­ние юристов-профессионалов, основная функция которого — оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Именно это имел в виду законодатель, включив в Конституцию РФ ст. 48, в ч. 1 которой говорится: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бес­платно». Аналогичные нормы содержатся в конституциях зарубежных государств. Так, в ч. 3 ст. 37 Конституции Японии сказано: «При любых обстоятельствах обвиняемый по уголовному делу может обра­титься к помощи квалифицированного адвоката, в случае, когда обви­няемый не в состоянии сделать это сам, адвокат назначается государ­ством». В современных условиях перед адвокатурой стоят задачи со-

действия охране прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, осуществлению правосудия, соблюдению и укреп­лению законности, воспитанию граждан в духе законопослушания, уважения личности, ее чести и достоинства. В литературе отмечается, что осуществлению этих задач служат следующие основные направле­ния деятельности адвокатуры:

дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, уст­ных и письменных справок по действующему законодательству;

осуществление представительства в судах и других государствен­ных органах по гражданским и административным делам; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

участие адвокатов при производстве предварительного следствия и дознания, в суде по уголовным делам в качестве защитников подо­зреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

оказание правовой помощи всем тем, кто ведет борьбу с правона­рушениями;

участие в правовой пропаганде среди населения.