Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

§ 3. Эффективность дейСтюм конституционного права

111

Социальная среда, помимо общесоциальных условий и факторов, о которых шла речь выше, включает непосредственное социальное ок­ружение (микросреду) личности.

Непосредственное (ближайшее) социальное окружение личности, имеющее исключительное значение для реализации конституцион­ных норм, может быть рассмотрено на различных уровнях: а) семей-но-бытовая микросреда личности, среда проживания; б) социальное окружение личности в социально-территориальных общностях (мик­рорайон, город, поселок, деревня, район, область и т.д.); в) микросреда трудовых коллективов; г) среда малых (неформальных) групп. Во многих случаях реализация конституционных норм зависит от дейст­вий конкретных государственных органов, органов местного самоуп­равления, общественных объединений, соответствующих должност­ных лиц. Указанные виды ближайшего социального окружения лич­ности взаимосвязаны, определенным образом субординированы.

Микросреда личности на рассмотренных выше уровнях может быть классифицирована и по иным основаниям. Например, можно выделить постоянно (длительно) действующую в отношении личнос­ти микросреду (в семье, трудовом коллективе, микрорайоне, населен­ном пункте) либо микросреду, носящую характер кратковременных форм общения личности (при взаимодействии с должностными ли­цами).

Непосредственное социальное окружение личности, как и соци­альная среда в целом, охватывает разнообразные сферы взаимоотно­шений людей: материально-производственные, экономические, соци­ально-политические, духовные, социально-психологические и др.

Условия и факторы, которыми характеризуется ближайшее соци­альное окружение личности, могут играть не только положительную роль в осуществлении требований конституционных норм, но и отри­цательную. Действующие отрицательные обстоятельства могут быть настолько сильными, что личность способна отказаться от реализации конкретных требований конституционных норм в определенных усло­виях в зависимости от места, времени, от сложившейся ситуации. Из­вестно, что в ряде случаев граждане не хотят и не реализуют те или иные права, хотя, казалось бы, должны были это сделать (например, не жалуются при нарушении их права, не обращаются за защитой в соответствующие органы и т.д.). Недостаточность юридических средств может привести к приспособляемости, адаптации личности к среде, некритическому ее восприятию и оценке. На совершенствова­ние такого рода юридических гарантий следует обратить особое вни­мание при разработке новых законодательных актов. В связи со ска­занным важно учитывать не только чисто юридические моменты,

например преимущества судебной формы защиты, но и то, что рас­смотрение в суде любого дела, связанного с незаконной деятель­ностью должностных лиц, есть предание широкой гласности фактов бюрократизма, нарушения прав и законных интересов граждан и т.д. Это тем более необходимо, что должностные лица в ряде случаев нега­тивно относятся к критике в свой адрес.

Измерение эффективности действия конституционных норм. Объективно об эффективности действия конституционного права можно судить лишь при условии ее измерения. К сожалению, пробле­ма измерения эффективности действия конституционного права чрез­вычайно трудна. Эффективность конституционного права складыва­ется из результативности действия его подотраслей, институтов и норм. В то же время эффективность действия отдельных структурных элементов (частей) конституционного права можно установить в ко­нечном счете лишь в системе их действия.

В настоящее время об эффективности действия конституции, дру­гих норм конституционно-правового содержания судят по результа­там их действия на основе изучения социально-конституционной практики (по числу конституционных правонарушений, возникаю­щих конституционных коллизий, по степени реализации основных прав и свобод граждан и др.). В России важное значение для определе­ния эффективности действия конституционных норм имеет практика Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, Уполномо­ченного по правам человека, контрольно-надзорных органов (Счетной палаты РФ, Прокуратуры РФ и др.). Существенную роль в механизме оценки эффективности действия конституционного права играют юридическая наука, конкретно-социологические правовые исследова­ния, общественное мнение, средства массовой информации.