Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

§ 2. Монарх

Институт монархического главы государства сохранился во мно­гих странах Западной Европы, Ближнего Востока, в Японии. В Кана­де, Австралии, Новой Зеландии главой государства является британ­ский монарх, представленный генерал-губернатором, хотя последние и назначаются (избираются) в соответствии с национальным законо­дательством.

Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству. Порядок престолонаследия регулируется в конституции страны или в особых законодательных или других актах. «Императорский трон, — закреп­лено в Конституции Японии, — является династическим и наследует­ся в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым парламентом» (ст. 2). Одним из трех основных законов Швеции явля­ется Акт о престолонаследии, принятый в 1810 г., а в Великобрита­нии — Закон о престолонаследии, принятый в 1701 г.

Наследовать престол в странах Европы (за исключением Бельгии и Норвегии) могут как мужчины, так и женщины, хотя предпочтение отдается мужчинам. Только в Швеции женщины наследуют престол на равных правах с мужчинами. В Японии, в арабских и других мо­нархиях наследниками трона могут быть только мужчины. Если наследником трона становится несовершеннолетнее лицо, оно провоз­глашается монархом, но функции главы государства до его совершен­нолетия выполняет регент, который не пользуется титулом монарха, или регентский совет.

Для занятия престола в некоторых странах требуется происхожде­ние от брака с лицом из царствующего (или царствовавшего) дома. Соответственно для вступления в брак монарху необходимо согласие парламента (например, в Швеции).

Провозглашение монархом сопровождается торжественным риту­алом коронации. Обычно этот ритуал совершают высшие духовные лица в присутствии представителей самых знатных родов и высокопо­ставленных иностранных гостей.

Для всех монархов независимо от формы правления характерны некоторые общие черты правового положения. Так, они обладают оп­ределенными прерогативами в решении, вопросов войны и мира; имеют свой двор, финансируемый из государственного бюджета; имеют право на монархические регалии и на соответствующее обра­щение («Ваше величество»).

Специфика положения любого монарха в том, что его особа явля­ется неприкосновенной. Это значит, что никакой властью в государстве монарх не может быть привлечен к ответственности. Однако непри­косновенность особы монарха не может быть истолкована как его без­ответственность. С него не снимается обязанность соблюдать консти­туцию и законы. Более того, в ряде стран монарх является гарантом конституции страны. Соответственно он отвечает за конституцион­ность и целесообразность своих действий.

Чтобы воспрепятствовать монарху нарушать законы, конституции имеют положения о том, что решения монарха приобретают юриди­ческую силу лишь тогда, когда они контрасигнованы, т.е. подписаны премьер-министром или соответствующим министром, которые тем самым принимают на себя юридическую и политическую ответствен­ность за данный акт монарха. Контрасигнатура — это вторая подпись на акте, который исходит от монарха. Отсутствие контрасигнатуры делает такой акт недействительным.

Что же касается положения монарха в механизме осуществления государственной власти, то оно зависит от разновидности формы правления.

В абсолютной монархии, каких уже почти не осталось, глава госу­дарства сосредоточивает в своих руках не только всю исполнитель­ную, но и законодательную власть, поскольку парламент или отсутст­вует, или является лишь совещательным органом. Монарх осущест­вляет и функции высшего судебного органа. Так, в соответствии с Конституцией Кувейта вся власть — законодательная, исполнитель­ная и судебная — исходит от монарха.

В дуалистической монархии исполнительная власть находится в руках главы государства. Он назначает и смещает премьер-министра и министров, нередко сам выполняет функции главы правительства. Правительство подотчетно монарху и не может быть смещено парла­ментом. Правда, положение главы государства в различных дуалисти­ческих монархиях неодинаково. В некоторых из них в последние деся­тилетия введена двойная ответственность правительства — перед мо­нархом и перед парламентом (Иордания, Марокко).

При парламентской, или конституционной, монархии (практичес­ки все европейские монархии имеют такую форму правления) пол­номочия главы государства схожи с полномочиями президентов в парламентских или даже в полупрезидентских республиках. Это, как правило, представительство от имени государства, осуществле­ние верховного главнокомандования вооруженными силами, поми­лование и т.п. (в Испании, например, король осуществляет «высшее покровительство королевским академиям»). Что же касается полно­мочий в собственно политической сфере, прежде всего, затрагиваю­щих формирование и деятельность правительства, то конституци­онный монарх либо юридически, либо по политическому обычаю обязан считаться с результатами парламентских выборов, межпар­тийными договоренностями, т.е. не вправе самостоятельно влиять на исполнительную власть. Однако несмотря на кажущуюся «деко­ративность» монарха, такая форма правления обладает огромным стабилизацонным потенциалом. Монарх одним своим существо­ванием не только скрепляет государственное единство, но и спосо­бен в сложные для государства периоды сохранить гражданский мир в стране. Так, испанский король Хуан Карлос в 1981 г. остано­вил попытку военного переворота, используя не только свой статус Верховного главнокомандующего,' но и авторитет легитимного мо­нарха.