Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

1 См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 350.

Особое место в механизме государства Конституция отводила Президенту республики. Он избирался всенародным голосованием на семь лет, был независим от парламента и мог с помощью референдума отменить любой закон.

Президент, будучи главой государства, имел широкие полномо­чия, назначал и увольнял всех высших должностных лиц империи, был верховным главнокомандующим, назначал главу Правительства и его состав, представлял страну в международных отношениях. Пре­зидент имел и чрезвычайные полномочия, которые позволяли ему с помощью вооруженной силы заставить любую землю выполнять ее конституционные обязанности, чрезвычайные полномочия позволяли Президенту приостанавливать действие отдельных прав и свобод граждан.

В разделе Конституции, посвященном основным правам и обязан­ностям граждан, закреплялись как ранее признанный перечень прав и свобод, так и ряд новых социальных прав.

Провозглашались равенство всех граждан перед законом, свобода выбора профессии и свобода передвижения. Закреплялись неприкос­новенность личности и жилища, свобода образования союзов и об­ществ различной направленности, отделение церкви от государства.

Большое внимание уделялось регулированию взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Конституция обязывала госу­дарство развивать и поддерживать предпринимательство и хозяйст­венную свободу физических и юридических лиц. Оно могло в случае необходимости проводить национализацию, контролировать распре­деление и пользование землей и т.д.

Полной противоположностью описанной модели в тот период было конституционное развитие России и СССР.

На основе марксистской теории государства и права в России была создана модель социалистической конституции, идеи которой воплощались в Конституциях РСФСР 1918 и 1925 гг., а затем и в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг.

Закрепленные в них положения существенно отличались от тех конституционных принципов, которые были выработаны к этому времени опытом мирового конституционного развития. Так, вместо идеи народного суверенитета как источника власти в советских кон­ституциях был закреплен принцип принадлежности власти только трудящимся во главе с рабочим классом; вместо политического, эко­номического и идеологического плюрализма — принципы однопар­тийное™, единой государственной идеологии, господства социалис­тической собственности. Отрицались свобода и автономия личности, подчеркивалась ее зависимость от общества и государства, которое и наделяло личность правами и свободами в своих интересах. Вмес­те с тем нельзя не отметить, что в содержании советских конститу-

J

ций этого периода, хотя и в скрытой форме, были отражены общие тенденции мирового конституционного развития. Это нашло свое выражение в конституционном закреплении роли государства, а также системы экономических и социальных прав и свобод граждан, что в дальнейшем повлияло на развитие конституционного законо­дательства многих стран.

Третий этап мирового конституционного развития начался после окончания Второй мировой войны и охватил не только европейские страны, но и государства Азии, Африки и Латинской Америки.

Конституционный процесс на этом этапе характеризуется боль­шим разнообразием конституций. Все их можно отнести к трем основ­ным моделям: западной, социалистической и освободившихся от ко­лониальной зависимости стран. Каждая из названных моделей имела свои особенности и пути развития.

Западной конституционной модели на данном этапе развития были присущи следующие особенности.

В тех государствах, которые активно поддерживали фашистский режим в Германии и участвовали во Второй мировой войне на его стороне, после разгрома фашизма были приняты новые конституции (ФРГ, Италия, Испания, Япония и др.). В них были закреплены и раз­виты те тенденции, которые возникли на предыдущем этапе конститу­ционного развития. Конституции провозглашали отказ от тоталитар­ных политических режимов, запрещали деятельность антидемократи­ческих организаций. Конституции закладывали предпосылки для развития основ гражданского общества, существенно расширяли воз­можности вмешательства государства в экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества, требуя в свою очередь от государ­ства выполнения обязанностей перед обществом. Новые конституции оформили тенденцию к демократизации общественно-политической жизни. Они не только возрождали демократическую государствен­ность, но и сделали шаг вперед в расширении перечня прав и свобод граждан, усилении их правовой защиты и развитии конституционной законности. Конституционные разделы, регулировавшие внешнепо­литическую деятельность, устанавливали мирные принципы внешней политики, закрепленные в документах ООН, участие в мировых ин­теграционных процессах и т.д. Появились также статьи, которые рег­ламентировали соотношение международных и внутригосударствен­ных норм права.

В то же время в ряде западных государств их конституции в этот период не претерпели существенных изменений. Речь идет о так назы­ваемых старых конституциях, принятых в XIX в. Внесенные в них поправки и дополнения позволили отразить новые явления общест­

венно-политической практики, не меняя коренным образом содержа­ние конституций. Был частично расширен перечень демократических прав и свобод человека и гражданина, дополнены новыми социально-экономические и культурные права. Старые конституции, по сути, ос­тавили неизменными ограничения, регулирующие пределы вмеша­тельства государства в вопросы экономической и социальной сферы деятельности гражданского общества и тем самым не отразили воз­росшую роль государства в его жизни.

Конституционные модели социалистического типа после оконча­ния Второй мировой войны испытали большое влияние Конституции СССР 1936 г. Вместе с тем они имели и свои специфические черты, что объясняется теоретической концепцией построения социализма, которая была выдвинута коммунистическими и рабочими партиями. В соответствии с ней предполагалось, что в своем развитии страны социалистического лагеря пройдут два главных этапа общественного и конституционного развития: строительство основ социализма и строительство развитого социализма1. Поэтому конституции социа­листических государств (тогда стран народной демократии), приня­тые в конце 40-х гг., закрепили установление народной власти, социа­листической демократии, проведение социально-экономических реформ. Таковы были конституции Югославии и Албании (1946), Болгарии (1947), Чехословакии и Румынии (1948), Венгрии и ГДР (1949).

К концу 50-х — началу 60-х гг. во многих социалистических стра­нах было завершено преобразование социальной структуры общества и экономической системы. Ряд стран объявил о построении основ со­циализма и строительстве развитого социалистического общества. Это ознаменовалось новым шагом в их конституционном развитии и появлением новых или модернизированных конституций (Болгарии 1971 г., ГДР 1967 г., Венгрии в редакции 1972 г., Польши в редакции 1976 г.). В них закреплялось положение о ведущей роли коммунисти­ческой (рабочей) партии, более четко определялась роль элементов политической системы общества, в качестве цели развития общества декларировалось построение социализма и коммунизма. Закрепля­лись также основные черты социалистической социально-экономи­ческой системы с господством общественной формы собственности на средства производства, плановое ведение народного хозяйства, социа­листический принцип распределения производимых благ. Конститу­ции определяли основные принципы государственного влияния в по-

См.: Общие начала теории социалистической конституции. М, 1986. С. 165.

литической, экономической, социальной и идеологической сферах, а также принципы внешней политики.

Общие тенденции в конституционном развитии социалистических стран наиболее отчетливо проявились в Конституции СССР 1977 г.

Свои особенности на этом этапе имело конституционное развитие и в освободившихся от колониальной зависимости странах. Условно можно отметить, что конституционное развитие этих стран прошло две стадии: первая — конец 40-х — середина 60-х, вторая — с середины 60-х до конца 80-х гг.

Первоначально данными странами были восприняты две западные модели конституции — британская и французская. Эти модели были навязаны молодым государствам бывшими метрополиями и отражали их видение и подходы к структуре и содержанию, конституции. Кон­ституция в большинстве случаев представляла собой, по сути дела, компромисс между национально-освободительными движениями и бывшими колониальными властями, которые стремились сохранить и защитить свои экономические интересы в новых государствах.

В 60—70-е гг. большинство конституций подобного типа было пересмотрено или отменено. Из их содержания исчезли положения компромиссного характера, ликвидировались навязанные бывшими метрополиями формы государственного устройства и традиционные институты, усиливающие сепаратизм, а также устанавливающие при­вилегии племенной и феодальной верхушки.

Существенное влияние на ряд развивающихся стран в этот период развития оказала социалистическая модель конституции. Ее привле­кательность для этих стран состояла именно в том, что она закрепляла тоталитарный характер общества и государства, однопартийную сис­тему, отрицала принципы политического и идеологического плюра­лизма, утверждала главенствующую роль государства в экономичес­кой и духовной жизни, создавала возможность для утверждения режима личной власти, подчеркивала господствующую роль общест­венной собственности, приоритет социально-экономических прав граждан, единство системы органов государственной власти, которые строили свою деятельность на основе принципа демократического централизма.

Такие конституции являлись не юридическими, а скорее, полити­ческими и идеологическими документами, содержащими програм­мные и целевые установки. В большей степени подобного рода доку­менты принимались в странах, ориентировавшихся на социалистичес­кую модель развития.

Следующий, четвертый, этап мирового конституционного разви­тия наступил в конце 80-х — начале 90-х гг. и был связан с распадом

социалистического лагеря и отказом входивших в него стран от ком­мунистического общества.

Стремление провести демократические преобразования общества и государства явилось причиной осуществления конституционных ре­форм. Этот процесс приобрел широкие масштабы и привел к разра­ботке и принятию основных законов, которые учитывают не только национальный, но и общемировой опыт конституционного развития, выработанный на всех его этапах.

Конституции отражают общепризнанные достижения современно­го конституционализма: принцип разделения властей, положения о правовом и социальном государстве, международные стандарты в об­ласти прав и свобод человека.

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время при со­хранении всех национальных и иных особенностей, связанных с эта­пом развития государства и общества, сформировались общие основы для дальнейшего конституционного развития. И не исключено, что импульсом для него послужит принятие общеевропейской консти­туции.