Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституц..doc
Скачиваний:
134
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
11.18 Mб
Скачать

1 Фридман л. Введение в американское право. М., 1993. С. 105.

В настоящее время имеется довольно большое число государств, организованных на федеративной основе. Свое научное обоснование федерализм находит в идее разделения властей «по вертикали», кото­рая дополняет классическое разделение властей между парламентом и правительством. В Основном законе ФРГ фактически нет ни одного раздела, который бы не использовал принцип федерализма в той или иной связи, а разделы II («Федерация и земли»), IV («Бундес­рат»), VII («Законодательство Федерации»), VIII («Выполнение фе­деральных законов и федеральная администрация») полностью или в значительной степени посвящены проблемам его конституционного оформления. Разделение государственной власти в Германии между Федерацией и землями, во-первых, предусматривает разграничение законодательной и исполнительной власти; а во-вторых, земли в лице верхней палаты — Бундесрата — имеют орган своего прямого предста­вительства на федеральном уровне осуществления государственной власти.

В юридической литературе говорят и о такой форме устройства государств, как «конфедерации». Под конфедерацией понимают временный союз суверенных государств, образованный на основе международного договора, создаваемый для обеспечения общих задач и целей. Конфедерация не имеет общей конституции, общих ор­ганов государственной власти, общей территории, единого граждан­ства, бюджета и т.п. Известно, что не всякий государственный союз есть федерация, но всякая федерация есть государственный союз. Поэтому термин «союзный» применим и к конфедерации, и к фе­дерации.

Вместе с тем исторически сложился интересный пример. Так, новая федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации за­крепляет союз 23 кантонов, в совокупности образующих Швейцар­скую Конфедерацию (ст. 1). Статья 3 новой Конституции гласит: «Кантоны суверенны; их суверенитет не ограничен Федеральной Кон­ституцией, и они осуществляют все права, которые не переданы Конфедерации». Автономия кантонов установлена в ст. 47 Конститу­ции: «Конфедерация соблюдает полную независимость кантонов». Каждый кантон имеет собственную конституцию, определяющую ее статус. Из названия конституции и содержания ст. 3, казалось бы, вы­текает, что речь идет о конфедеративном союзе. Однако раздел V Фе­деральной Конституции Швейцарской Конфедерации посвящен фе­деральным органам власти: Федеральному Собранию, Федеральному совету и органам федерального управления, что явно указывает на федеративную природу организации государственной власти. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что по форме территориального устройства и организации государственной власти Швейцария — фе­дерация, а по названию — конфедерация, как это и было установлено в предыдущей Конституции 1874 г.

Иногда в конституциях могут определяться цели государства. Так, ст. 3 Конституции Федеративной Республики Бразилии определяет следующие основные цели государства:

  1. построение сплоченного, справедливого и свободного общества;

  2. обеспечение национального развития;

  3. окончательная ликвидация бедности и маргинализации и уменьшение регионального и социального неравенства;

  4. способствование благу всех без предрассудков, основанных на различиях расы, пола, цвета кожи, возраста, и каких-либо других форм дискриминации.

Конституции зарубежных стран закрепляют и регулируют основы экономических отношений. Обычно признаются и защищаются рав­ным образом различные формы собственности (частная, государст­венная, муниципальная и др.), формулируются принципы экономи­ческой деятельности государства; финансирования; поддержки пред­принимательской и иной экономической деятельности.

Так, раздел III «Конфедерация, кантоны и коммуны» федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации содержит множество отде­лов, посвященных вопросам, напрямую связанным с экономикой: отдел 1 — отношения с зарубежными странами; отдел 2 — обеспечение безопасности, национальная оборона, гражданская оборона; отдел 3 — образование, научные исследования и культура; отдел 4 — вопросы окружающей среды и обустройства территории, отдел 5 - обществен­ные работы и транспорт и др.

Конституции ряда стран в специальных главах устанавливают фи­нансовые полномочия государства (например, гл. VII «Финансы» Конституции Японии, гл. X «Публичные финансы» Конституции Польши). Конституция Бразилии содержит главы о государственной налоговой системе, в которой предусматривается установление феде­ральных налогов, налогов штата и федерального округа, муниципаль­ных налогов; установлена компетенция по пропорциональному рас­пределению налоговых доходов (ст. 145—162).

Особенности конституционного закрепления существующего по­ложения о государстве, его социально-экономическом устройстве со­держатся и в социалистических конституциях Китая, Вьетнама, Кубы, КНДР. Например, в «Общих положениях» гл. 1 Конституции КНР сказано: «Китайская Народная Республика есть социалистическое го­сударство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запре­щается любым организациям или отдельным лицам подрывать социа­листический строй» (ст. 1).

В этом же разделе закрепляется основа социалистической экономи­ческой системы Китая — социалистическая общественная собствен­ность на средства производства (ст. 6); государственный сектор эконо­мики основан на социалистической общенародной собственности (ст. 8).

Индивидуальные хозяйства городских и сельских тружеников, ве­дущиеся в рамках, установленных законом, являются дополнением к социалистическому общественному хозяйству. Государство допускает существование и развитие частного хозяйства в пределах, установлен­ных законом, оно охраняет законные права и интересы частного хо­зяйства, направляет его деятельность, осуществляет контроль и уп­равление (ст. 11).

Социалистическая общественная собственность объявлена свя­щенной и неприкосновенной (ст. 12).

КНР разрешает иностранным предприятиям, иностранным хозяй­ственным предприятиям либо отдельным лицам вкладывать капиталы в Китае, осуществлять экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями (ст. 18). Кроме того, содержатся положения о защите законных прав и интересов иностранцев, находящихся в Китае, и о предоставлении политического убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим мотивам (ст. 32).

Ряд статей посвящен основам государственной социальной поли­тики в различных областях: образования; науки; культуры; здраво­охранения; физической культуры и спорта; планирования семьи и за­щиты окружающей среды; охраны общественного порядка; общест­венной безопасности; военной политики (ст. 19—29).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положения о ха­рактере, сущности, формах, задачах и целях государства, закреплен­ные в конституциях различных стран, отличаются большим разнооб­разием, зависят от уровня экономического, политического, социально­го развития страны, исторических и национальных особенностей и традиций, действующей правовой системы.